Знойная Норвегия. Norway.

Пользователь m.e.g » Отчеты и рассказы » Знойная Норвегия
12 июля 2014 - 28 июля 2014 Норвегия, Вестланн Автопутешествия Активный отдых Экологический туризм
На фотографиях отмечены следующие точки на карте: 1, 2

 
Общие впечатления об отдыхе:
Вы скажете – так не бывает. Да я и сам так думаю. Однако…

Моя первая поездка в Норвегию в сентябре 2010 – это 8 дней солнца, без единой капельки дождя.

И вот снова регион фьордов – от долины Amotan до ставкирхи Heddal. На этот раз – с севера на юг, против часовой стрелки. 17 норвежских

дней – с 12 по 28 июля.

И снова солнца в избытке.
Не могу сказать, что дождей не было совсем. Но в целом поездка прошла как путешествие в Африку. Асфальт +38 и больше – такие цифры нас не

удивляли.
Подробный отзыв о поездке:
Наш маршрут получился таким (привожу наиболее значимые места и ссылки на страницы настоящего отчета):

11 Санкт-Петербург-Турку (через Лаппеенранту, Лахти ради шоппинга) 600 км
12 Стокгольм – озеро Isteren (через Falun - Rattvik - Mora – Alvdalen) (525 км)
13 Озеро Isteren - Oppdal – Amotan - Aursjøvegen - озеро Osvatnet (290 км)
14 Aursjøvegen - Aurstaupet - Eikesdal – Mardalsfossen – (объезд: Aursjøvegen - Sunndalsora - Eidsvag - Andalsness) – Geiranger

(350 км)
15-16 Geiranger
17 Geiranger - Lovatnet - Kjenndalsbreen (100 км)
18 Lovatnet - Oldedalen – Briksdalsbreen – Hafslovatnet (200 км)
19 Hafslovatnet - Nigardsbreen – Styggevatnet – Tindevegen (200 км)
20 Tindevegen - Utladalen / Vettisfossen - Bjorgavegen (Снежная дорога, Fv243) - Stegastein - Gudvangen (150 км)
21 Gudvangen - Stalheim – Voss – Bergen - Morkhol (7-я дорога) (200 км)
22 Morkhol - Steindalsfossen - Nesvika - Kjeasen - Eidfjord - Voringfossen (150 км)
23 Eidfjord - Husedalen - Lofthus - Odda (100 км)
24 Odda - Lothe Camping og Badeplass (http://www.lothecamping.no/sidene_engelsk/hovudside/hovudside.html) (50 км)
25 Lothe Camping - Latefossen – Roldalsvegen (Fv520) – Jorpeland (250 км)
26 Jorpeland - Preikestolen - Ovstabodalen (45-я дорога, 58.81160, 6.39865) (60 км)
27 Ovstabodalen - Valle – Bo – Heddal – Orje (470 км)
28 Orje - Karlstad – Orebro – Stockholm (440 км)
29 Turku – Санкт-Петербург (550 км)


Шоппинг.

Мы выехали с дачи под Петербургом рано-рано. С тем, чтобы в Финляндии приобрести недостающие предметы экипировки для членов экипажа. В

Лаппеенранте и Лахти были куплены: трекинговые кроссовки с мембраной (Halti), мембранные штаны (IcePeak) 5000 со скидкой 70% за 18 евро

(легкие, теплые, непромокаемые, дышащие), кофе, fairy и другие мелочи.
Эх, не знали мы в тот день, что надо покупать не теплые и непромокаемые вещи, а шорты, легкие рубашки, панамки и пр.

Вы спросите, что мы привезли из Норвегии. Конечно, сувениры. И две с половиной тысячи фотографий.

Но, самое главное – впечатления.
Норвегия в очередной раз наполнила нас красотой и гармонией.
И мы будем вспоминать ее долгой скучной петербургской зимой – и мечтать о следующей поездке.

Чтобы в следующей поездке снова увидеть восход солнца вечером (см. далее).
Чтобы в следующей поездке снова увидеть водопад, падающий вверх (см. далее).

Вы опять скажете, что так не бывает.
Но мы же были в стране троллей – там и не такое бывает.

И еще. В этом фотоотчете я не буду строго следовать хронологии путешествия.

Когда восхищаешься ледником – уместно сравнить его фотографии с фотографиями других ледников, которые, естественно, посещались в другие дни. А водопады – с другими водопадами.

Пожаловаться на отчёт  Слайд-шоу  Постраничный просмотр
Закат над фьордом на пляже у Jorpeland

Регион Вестланн Норвегия   
Власть троллей безгранична. В прямом смысле. Не успели мы причалить к шведскому берегу, как тролли вмешались в наше путешествие. В толпе пассажиров, заполнивших лабиринты лестниц и коридоров парома, они коварно разделили нашу небольшую компанию. В результате я один в последний момент вышел к машине, а моих спутников унесло потоком туристов к выходу на автобусную стоянку. ^:^ (На обратном пути при съезде с парома обратил внимание на одиноко стоявший без хозяина шикарный лимузин. Интересно, как в таких случаях развиваются события дальше – когда пассажир вовремя не забрал машину…) Совет для новичков: заранее разведайте и запомните путь от каюты до вашей машины. Имейте в виду, что разные лифты/лестницы имеют разную конфигурацию и обеспечивают выход на разные палубы. Когда коридоры и лестницы плотно заполнятся пассажирами с баулами, будет поздно что- либо выяснять.

Регион Вестланн Норвегия   
Спустя пару часов, уже в Швеции, мои спутники обнаружили, что они неплатежеспособны. Была суббота, наличные евро не годились для оплаты в шведских магазинах, а их карточки почему-то не работали. :evil: Кстати, надо проверить, почему. :smile: А в шведском городке Idre тролли преградили нам путь в Норвегию. Причина – парад ретро-автомобилей, перекрывший все транзитное движение. Получилась более чем часовая незапланированная остановка с интересным шоу. Она весьма кстати скрасила наш длинный суточный перегон.

Город Идре Швеция   
Внимательный читатель наверняка заметил в нашем маршруте за 13 и 14 июля повторы и возвраты. Дело было так. После трека к водопаду Linndalsfossen мы направились к высокогорной дороге Aursjøvegen. По плану мы должны были подняться в горы, проехать всю дорогу Aursjøvegen (а это почти 64 км), спуститься и заночевать в долине Eikesdal на берегу озера. Но опоздание поезда сбило наши планы. И мы заночевали в горах на берегу озера Osvatnet (62.505000, 8.502722). Красивый закат, прохлада горного озера (мы еще не рисковали купаться), вкусный ужин и бутылочка вина – все это было хорошим завершением трудного и жаркого дня.

Регион Вестланн Норвегия   
Нам и в голову не могло придти, что не пройдет и суток, как в сплошной туман и сильный дождь мы в дикой спешке промчимся мимо этого места навстречу ночным приключениям. А на утро был обрыв Aurstaupet и приятная несложная прогулка к водопаду Mardalsfossen. И только во второй половине дня, на дороге 191 вдоль фьорда Eikesdalsvatnet мы увидели первый оползень. Он был уже расчищен, его ширина была метров 10-20, а глубина – 1-2 метра. Проехали еще немного и – все. Дорога дальше закрыта. Спрашиваем, где объезд. Ответ такой: только обратно через Aursjøvegen в Sunndalsora. Или ждать двое суток, пока закончатся работы по расчистке дороги от оползня. А у нас заказан домик в Гейрангере на целых три ночи. Срочно звоним, сообщаем, что прибудем ночью. Сперва нам говорят, что это невозможно и только после настойчивых уговоров обещают оставить домик за нами, а ключ в дверях. Разворачиваем машину. Навигатор обещает 300 км и 6 часов дороги по горным серпантинам. Но быстро ехать нет возможности. Проливной дождь, узкий серпантин, скользкая глиняная дорога…

Регион Вестланн Норвегия   
Скоро начнет смеркаться и, кроме того, мы въезжаем в тучи. Дождь становится меньше, но туман – все плотнее.

Регион Вестланн Норвегия   
Я любитель поездить в экстремальных условиях. И в тот день я получил удовольствие на полную катушку. Ведь помимо Aursjøvegen мы намотали километры и на других серпантинах по дорогам 62, 660, 64, 63.

Регион Вестланн Норвегия   
Лестницу Троллей мои спутники увидели первый раз. Как-бы увидели. В их памяти она запечатлелась как бесконечные каменные столбики, встающие из тумана поперек дороги. И часто до последнего момента не ясно, куда придется поворачивать – направо или налево. Конечно, никакого представления собственно о Лестнице и знаменитых зигзагах серпантина, живописно прорезающих долину, получить было невозможно. В плотном тумане - только намек: слева скалы, справа-пропасть. И, один раз – шум водопада. И вдруг - откуда-то сверху появился яркий источник света, освещающий тучи в небе. Самолет? Нет, это - машина в небе, над нами. Потом – поворот и вновь впереди только туман. А после следующего поворота туман вдруг стал белой стеной и я перестал понимать, где дорога, а где ее нет. С большим трудом разъехались со встречной машиной, не имевшей противотуманок. Противотуманные фары помогали здорово. Вернее, не так. Без противотуманок было бы совсем невозможно ехать. Ни ближний, ни тем более дальний свет включить было нельзя – сразу перед бампером машины вставала стена белого тумана. Как мы не торопились – на последний по расписанию паром Linge-Eidsdal мы опоздали. Читал на форуме, что паром ходит и ночью – но в это не верилось. Кругом не души, пустой причал. И маленький зал ожидания. Видимо, для тех, кто пересаживается с автобуса на паром. Мои спутники взяли спальные мешки и подушки и улеглись в зале ожидания спать на узких диванах и жестком столе. А я остался в машине, откинув кресло для сна. Мне приснилось, что громадный космический корабль, ослепительно ярко светя прожекторами, прибыл на землю. Вот с оглушительным громом он опускает аппарель и из его чрева выезжают космические гости – почему-то на Volvo и BMW. А инопланетянин в ярко-красном комбинезоне кричит мне: “Вы едете? Быстрее. Мы не можем ждать” Бог ты мой. Это же паром пришел. В ночной темноте его прожектора заливают светом мою машину, одиноко стоящую на причале. Бегу в Зал ожидания, поднимаю команду по тревоге. Этот бывалый ярко-красный боцман первый раз, наверное, видел такую суматошную посадку: пассажиры отдельно, с еще не полностью открывшимися глазами, в незашнурованных кроссовках и подушками наизготовку бегут на паром за машиной, как пехотинцы за танком. А потом можно было не торопиться. Безлюдный ночной городок Eidsdal, снова серпантин и подъем в горы.

Регион Вестланн Норвегия   
Формат нашего путешествия был такой: палатка и дикие ночевки в красивых уединенных местах. В случае дождей планировали останавливаться в домиках. В особо популярных местах - Гейрангере и Гудвангене заранее забронировали домики. В целом задумка не только удалась, но и всецело оправдала себя. Мы не были связаны расписанием (как сумасшедшая электричка, как кто-то остроумно заметил). Жаркая погода и другие обстоятельства заставляли нас постоянно вносить изменения в график нашего путешествия. Это было естественно. И не влекло неприятных последствий. Например, задержались на 2 часа на шоу старинных авто, здорово опоздал поезд, на пешей прогулке гуляли вдвое дольше запланированного, решили пропустить трек по каким-то причинам, выделили день для пляжного отдыха в кемпинге – никаких последствий, кроме оперативной смены места следующей ночной стоянки. Кстати, вся эта ночная туманная гонка и суета имела причиной забронированный домик. Если бы так не совпало – оползень перед 13-м и Гейрангер 14-го, то мы бы просто спокойно изменили график и места ночевок. Большинство из наших стоянок были замечательны, очаровательны и прелестны. Например, вот наша стоянка в горах на дороге Aursjøvegen на берегу озера Osvatnet (62.505000, 8.502722), о которой я уже писал. На высоте 857 м. Хотя она и рядом с дорогой, это не мешало. За весь вечер-ночь проехала всего пара автомобилей. Мы наслаждались потрясающими красками заката, шелестом легкой волны на озере, вели неторопливый разговор за бутылочкой вина…

Регион Вестланн Норвегия   
Кстати, если бы мы проехали немного дальше, то обнаружили бы оборудованное место для ночевок туристов (40 крон с человека) (62.4384615,8.6138614). Три веранды-навеса и домик с грилем. Можно и поужинать и спать. Заготовлены дрова, есть туалет, посуда, всякие мелочи.

Регион Вестланн Норвегия   
На обратном пути мы остановились в этом месте, чтобы поужинать под крышей, ведь шел неслабый дождь. Но ночевать не стали – нас ждал домик в кемпинге Гейрангера.

Регион Вестланн Норвегия   
Меня поразили два большущих чайника: для кипятка и для заварки. Прямо тролль-чайники, на 50 человек, наверное.

Регион Вестланн Норвегия   
Еще одно место для стоянки на Aursjøvegen, на озере Dalavatnet. Прекрасное место с чудным видом на озеро, правда?

Регион Вестланн Норвегия   
Еще одна замечательная стоянка - на берегу озера Lovatnet (61.804951, 6.998623). Большая пустая поляна на берегу озера, туалет, водопровод, кружка для сбора денег (40 НОК).

Регион Вестланн Норвегия   
Красота озера и гладь изумрудной воды, горы с ледником и снежниками на другом берегу – это бесплатно.

Регион Вестланн Норвегия   
На берегу озера Lovatnet

Регион Вестланн Норвегия   
Еще одна замечательная стоянка – в горах на дороге Tindevegen (61.374705, 7.719397) была замечательна. Яркий закат в горах, рыбка на гриле, вода из горного ручья. Тишина такая, какая бывает только в горах. И ни единого человека.

Регион Вестланн Норвегия   
Но больше всего мне понравилась стоянка в долине Ovstabodalen рядом с 45-й дорогой (58.81160, 6.39865) . Громадные плоские каменные лбы на берегу горного озера, из которого через пороги бежит горная речка. Камни еще теплые после жаркого дня. Такие плоские и ровные, что мы поставили на них палатку. Без колышков. Поужинали, отлично выспались, вкусно позавтракали.

Регион Вестланн Норвегия   
Единственный минус этой стоянки – солнце садится за хребтом и нет красивых видов заката.

Регион Вестланн Норвегия   
На 7-й дороге есть елка в районе местечка Morkhol (60.391077, 5.840553), за речкой – продолжение стоянки. Есть туалет, речка с чистой водой, водопадик. Народ ставил палатки на этой елке, загородившись машиной. Вполне приемлемое решение. Мы же повернули на дорогу 133 и нашли прекрасную полянку (60.405374, 5.837488).

Регион Вестланн Норвегия   
В горах, чуть выше фермы Kjeasen (60.507266, 7.135457) много мест, чтобы поставить палатку. Есть даже козырек у въезда в служебный туннель, который может защитить от дождя.

Регион Вестланн Норвегия   
Стоянка на озере Eidfjordvatnet, недалеко от Naturcenter – пляж и полянка на берегу. Хотя дорога 7 Осло-Берген совсем рядом, это место тихое и уединенное.

Регион Вестланн Норвегия   
Долго выбирал, какая фотография лучше – вечерняя или утренняя. Не смог выбрать, загрузил обе

Регион Вестланн Норвегия   
Кстати, иногда приют туриста выглядит как чум. Мы такие встречали на Лофотенах. Конус из жердей покрывают накидкой, оставляют небольшой лаз для входа.

Регион Нур-Норге Норвегия   
Получается так:

Регион Нур-Норге Норвегия   
В середине маршрута мы запросили в инфоцентре в Одде кемпинг с пляжем. И нам предложили Lothe Camping og Badeplass, назвав его пляж лучшим в регионе. Мы согласились, инфо-девушка зарезервировала для нас домик – и мы не пожалели, целый день купались и отдыхали.

Регион Вестланн Норвегия   
Горные дороги – это моя страсть

Регион Вестланн Норвегия   
План путешествия включал много горных дорог и серпантинов: Aursjøvegen, TrollStigen (Лестница Троллей), Ørneveien (Дорога Орлов), Tindevegen, Bjorgavegen (Снежная дорога, Fv243), Сталхеймский серпантинчик, 520-ую дорогу, дорогу к ферме Kjeasen и другие. На некоторых я уже бывал, но большинство планировал посмотреть и прошерстить колесами впервые.

Регион Вестланн Норвегия   
Про нашу туманно-ночную поездку по Лестнице Троллей и Дороге Орлов я уже писал выше. Было очень прикольно проехаться по ним ночью и в очень густой туман.

Регион Вестланн Норвегия   
А вот фотографии редкопосещаемой высокогорной дороги Aursjøvegen достойны особого внимания. Aursjøvegen соединяет дорогу Fv311 (62.667234, 8.531031) и дорогу Fv191 (62.421801, 8.318160). Она действительно горная – узкая, с длинными и местами крутыми серпантинами, грунтовая почти на всем своем протяжении, поднимается на высоту почти 900 метров над уровнем океана. Дорога платная – 100НОК. Для оплаты нужна банковская карта – без нее не поднять шлагбаум на въезде. Дорога была построена для обеспечения функционирования электростанции Aura в 1927-1950 годах. И мачты ЛЭП стали с тех пор неотъемлемой частью пейзажа.

Регион Вестланн Норвегия   
Для нас она была первой горной дорогой в этом путешествии и одной из самых длинных (64 км). Обстоятельства заставили проехать ее дважды. Один раз – днем, не торопясь, останавливаясь на небольшие треки, фотостопы и даже на ночевку. Второй раз – в диком темпе, в проливной дождь и сильный туман, поздним вечером-ночью. Первый раз мы ехали в направлении от Sunndalsor’ы к Eikesdalen. Сперва дорога идет вдоль реки Litldalselya, затем по берегу изумительного озера Dalavatnet.

Регион Вестланн Норвегия   
Следующее озеро – Litlvatnet – предстало перед нами почти без воды. В этом году жарко и к середине июля многие горные источники воды уже не так многоводны. Впрочем, водопользование здесь регулируется плотинами на горных озерах – и, может быть, именно в этом причина. Далее начинается подъем в горы, серпантин с очень крутыми поворотами. Еще пара километров – и озеро Holbuvatnet с плотиной, а сразу за ним – большое озеро Osvatnet, на берегу которого мы и решили остановиться для ночевки. Место прекрасное. Озеро, горный простор, освещенные заходящим солнцем склоны гор.

Регион Вестланн Норвегия   
Пока разбиваем лагерь, солнце опускается совсем низко. Оно освещает облака снизу – красно-розовым пламенем закатного света. Берега озера – каменные лбы, в больших и малых углублениях – лужи и лужицы. Вода в озере отражает красно-розовый окрас неба.

Регион Вестланн Норвегия   
Мы находимся на высоте более 850 метров, ветра нет, не холодно. Камни прогрелись в течении жаркого дня и теперь медленно отдают тепло обратно. Вода в озере, а особенно в ваннах-лужицах, еще теплая. С удовольствием умываемся после долгой дороги. Совсем темнеет. Краски заката становятся огненно-дъявольскими. Прямо адский огонь висит над дорогой!

Регион Вестланн Норвегия   
Утром мы продолжаем путь по Aursjøvegen. Дорога пустынна, машин почти нет. Только пешая парочка встретилась нам на пути. Откуда и куда они идут, по этой пустынной 64-километровой горной дороге?

Регион Вестланн Норвегия   
Оба с рюкзаками, и рюкзаки выдают в них бывалых путешественников. И видно, что по крайней мере один из них недавно купался.

Регион Вестланн Норвегия   
Погода совсем не напоминает вчерашнюю. Тучи, облачно, хотя дождя пока нет. Вдали, в сизой дымке - горные вершины. Дорога идет на юг вдоль четырех озер – Osvatnet, Langvatnet, Sandvatnet, Torbuvatnet, образующих один весьма протяженный водоем. А потом выходит на берег большого горного озера Aursjoen и резко поворачивает на северо-запад.

Регион Вестланн Норвегия   
По берегам озер разбросаны дачные домики. Они стоят прямо на каменных лбах и не требуют фундамента. Часто имеют высокий настил, учитывающий глубину снежного покрова. Заборов нет, ну разве что такой:

Регион Вестланн Норвегия   
Далее дорога идет в долине реки Aura, на высоте около 900 м. С обеих сторон – горные хребты со снежниками и водопадами.

Регион Вестланн Норвегия   
Одно из самых интересных мест на дороге – уступ Aurstaupet, рядом с одноименным водопадом на реке Aura. В этом месте горное ущелье обрывается в долину вертикальной скальной стенкой.

Регион Вестланн Норвегия   
Верхняя площадка уступа доступна без труда – 5 минут от уширения дороги, на котором можно оставить машину (62.401032, 8.369714). С уступа открываются потрясающие виды на долину Eikesdalen. При хорошей погоде видно всю долину – аж до самого озера Eikesdalvatnet.

Регион Вестланн Норвегия   
Обратите внимание на скальный язык (язычок по сравнению с Языком Тролля), выступающий над обрывом. Отсюда нельзя уйти без фотографий.

Регион Вестланн Норвегия   
И вообще, место замечательное. Смотришь вниз – ты паришь высоко над долиной, озерами, еле-еле видной дорогой. Все-таки высота 888 м над уровнем океана. А смотришь по сторонам – ты на дне ущелья, вокруг горы, с которых падают тонкие нити безымянных водопадов. Тихо, пустынно, никого народа. Только вдали стайка немецких байкеров пропылила по дороге мимо нашей машины. Но надо ехать дальше. Дорога начинает спускаться. Поворот, обрыв, опять поворот, скала, снова поворот, поворот, обрыв… Довольно круто, машина все время стремится разогнаться, но лучше без этого. Твердое глиняное основание дороги покрыто мелким гравием, на котором колеса то и дело проскальзывают – при торможении или крутом повороте – ведь у меня обычная летняя шоссейная резина. И вот уже долина Eikesdalen. Когда навигатор покажет, что Вы опять проезжаете озеро Litlevatnet, не поддавайтесь желанию выбросить его (навигатор) в окошко. Навигатор не врет и Вы не вернулись обратно. Просто на том конце дороги было озеро Litlvatnet (помните - то, что без воды), а на этом - Litlevatnet. Вот такие два почти близнеца-тезки с обеих концов дороги. Далее мы беззаботно прогулялись по дорожке к водопаду Mardalsfossen, перекусили и отправились в Гейрангер по Fv191. Что было дальше – Вы уже знаете. Ни о каком Гейрангере и не мечтайте – улыбнулись нам тролли. Из-за оползня дорога закрыта. Вместо запланированного пути Eikesdalen – Andalsnes – Geiranger (190 км, 3 часа 40 мин) навигатор предлагает два пути объезда: - через Sunndalsøra - Eidsvag - Andalsnes (280 км 5 часов 30 минут) - через Sunndalsøra - Oppdal (400 км 6 часов). Какой маршрут выбрать – не ясно. Первый, конечно, короче и немного быстрее. Но паром! Успеем ли мы на паром в Linge? Ведь если не успеем – придется ночь провести на причале вместо оплаченного домика в Гейрангере. В обоих случаях надо ехать обратно через Aursjøvegen. Так что на принятие решения у нас есть полтора часа как минимум. Обратная дорога через Aursjøvegen доставила мне бездну удовольствия и незабываемые впечатления. Потому что дождь, туман, наступающие сумерки – и почти нет машин на дорогах. Дождь, грунтовая дорога стала скользкой. Машина упрямо ползет в гору. Переключаем климат на обогрев, чтобы стекла не запотевали. Снаружи по ним текут потоки воды. Но внутри – тепло и уютно.

Регион Вестланн Норвегия   
Пора бы поужинать. Ведь полноценного обеда у нас не было, а что нас ждет впереди – не ясно. Но и выходить из машины под дождь не хочется. Как же мы забыли! Ведь на Aursjøvegen есть приют для туристов! Мы его открыли для себя утром и я писал о нем выше.Три навеса от дождя и домик с тролль-чайниками. Вот это подарок именно в дождь! Ставим машину почти впритык ко входу, переносим сумки в домик, разжигаем газовую плитку, разогреваем супы Heinz, варим макароны, к ним есть шведские мясные консервы… Всем по рюмочке, а водителю – крепкий горячий кофе, ведь впереди несколько часов непростой дороги. Возможно, было бы правильно растопить в домике очаг, заварить тролль-чай в тролль-чайниках, открыть бутылочку виски (снаружи-то холод и дождь) и глубокой ночью перейти от неспешной беседы к глубокому сну прямо в домике. Домик шестигранный и вдоль стен шесть удобных скамеек. И специальные поролоновые валики трапецевидного сечения под голову. Остается только наволочку постелить и принести спальники из машины. Если бы в Гейрангере коттедж был заказан на одну ночь – мы бы так, возможно, и поступили. Позвонили бы и отказались от брони. Но у нас забронировано три ночи, в планах прогулка по фьорду, рыбалка, окрестности! Поэтому - прочь минутную слабость и вечерние соблазны! Собираем вещички - и в путь.

Регион Вестланн Норвегия   
Начинает темнеть, низкие тучи – они не только в небе. Они стелятся прямо по озеру, по долине! И дорога ведет нас прямо в эти тучи.

Регион Вестланн Норвегия   
Проезжаем то место на озере Osvatnet, где сутки назад мы останавливались на ночевку. Одинокая машина норвежского рыбака. Он приехал сюда сегодня утром, когда мы уже собрались уезжать. И аккуратно протиснулся мимо нашей машины, чтобы проехать в конец косы прямо к воде.

Регион Вестланн Норвегия   
Ущелье сужается, начинается серпантин. К тому же темнеет, туман сгущается…

Регион Вестланн Норвегия   
Домик на плотине – рядом, но его почти не видно.

Регион Вестланн Норвегия   
Пассажиры замолкли… Вот такая увлекательная поездка по Aursjøvegen у нас получилась. В тот день, вернее уже ночь, впереди у нас было еще несколько перевалов и крутых серпантинов. Дорога то петляла вдоль фьордов, то поднимала нас к перевалам, выше облаков.

Регион Вестланн Норвегия   
А потом мы спускались и снова ныряли в дождь и тучу и вглядывались в туманную дорогу - что там за припятствия...

Регион Вестланн Норвегия   
Горная дорога Tindevegen соединяет 55-ю дорогу (от Turtagrø) и 53-ю (от Øvre Årdal). Tindevegen совсем не такая, как Aursjovegen. Она асфальтирована, хоть и не широка. Очень крутых серпантинов на ней нет, если не считать спуск к Ovre Ardal (уже на 302-й дороге). Тем не менее дорога поднимается высоко в горы - до 1315 метров над уровнем моря. Ее длина – 32 км. Открыта с мая по ноябрь. Кстати, летом ежедневно ходит пассажирский автобус, маршрут 14-127. Дорога платная (40НОК) с пунктом оплаты примерно по-середине, высоко в горах. Таким образом сквозной проезд по всей дороге подлежит оплате. Я собирался проехать по Tindevegen еще в первую свою поездку в Норвегию – в 2010 году. Но осуществить этот план смог только сейчас. Не знаю, чем эта дорога влекла меня. Может быть тем, что она поднимается в знаменитые горы Jotunheimen, так же как и популярная 55-я.

Регион Вестланн Норвегия   
Мы ехали по дороге уже вечером. На самой дороге машин было немного, но тем не менее почти на всех уширениях и смотровых площадках стояли машины в ожидании возвращения своих пассажиров.

Регион Вестланн Норвегия   
И мы тоже останавливались несколько раз, чтобы вдохнуть горного воздуха, насладиться бескрайними просторами, сфотографировать открывающиеся виды.

Регион Вестланн Норвегия   
С утра мы скакали по камням к леднику Nigardsbreen, поднимались к дамбе и озеру Styggevatnet. Вечереет, у нас уже нет сил на отдельный трек, скорее бы отдых и ужин, но проехать мимо, не остановиться – нельзя.

Регион Вестланн Норвегия   
И вскоре тролли вознаграждают нас прекрасным местом для ночевки на Tindevegen – его координаты я приводил выше.

Регион Вестланн Норвегия   
Снежная дорога. Эта дорога имеет номер Fv243, ее высокогорная часть надписана на Гугл-картах как Bjorgavegen. (Кстати, не нашел, что означает это название). Ее также называют Aurlandsvegen – потому как ведет к Аурланд-фьорду. Ну а название Snøveien / Snow road / Снежная дорога она получила потому, что даже летом во многих местах высоко в горах она проходит через снежники, да так, что образуется полутуннель с высокими снежными стенками.

Регион Вестланн Норвегия   
Кстати, такие полутуннели характерны и для Tindevegen и для многих других высокогорных дорог Норвегии. Но именно 243-я получила наименование Снежной! Но это лето жаркое, уже миновала середина июля и никаких снежных полутуннелей на самой дороге нет.

Регион Вестланн Норвегия   
А вот снежников все еще кругом полно – можно попрыгать и побегать, поиграть в снежки. Познакомьтесь – это Виталий. Он так доволен, потому что попал… Не скажу - куда.

Регион Вестланн Норвегия   
Кстати, дорога открыта только в сезон. Примерно с 15 октября до 1-го июня она закрыта, за исключением участка от Aurland’a до смотровой площадки Stegastein – этот участок открыт круглый год.

Регион Вестланн Норвегия   
Длина дороги – 48 км, самая высокая точка – 1306 м.

Регион Вестланн Норвегия   
А здесь найдете 243-ю?

Регион Вестланн Норвегия   
Этот пес приехал из Франции на кемпере. Его спутники катались на велосипедах по горным тропинкам, а он поспешал рядом. Не знаю почему, он мне очень понравился. Так терпеливо, с некоторой грустью, но и с достоинством выносит он все тяготы своего путешествия. Прямо вселенская грусть!

Регион Вестланн Норвегия   
Мы поздоровались. Я стал наводить фокус по его морде для более крупного снимка. И тут обнаружил впившегося в бровь крупного клеща. Сказал французам – они были в ужасе и тут же утащили пса на операцию.

Регион Вестланн Норвегия   
Снежная дорога – типичная норвежская дорога. Никогда заранее не знаешь, где встретишь препятствия. Некоторые уже расположились на вечерний отдых, некоторые бегут занять зрительские места на крутом повороте. Это их любимое место для наблюдения за судорожно тормозящими авто.

Регион Вестланн Норвегия   
Я думал, что уже хорошо знаком со Снежной дорогой. Но, как оказалось, есть еще на ней неизвестные для меня места. Вообще-то я не собирался заглядывать в этот мрачный вход, полагая, что там туалет.

Регион Вестланн Норвегия   
Но мои спутники звали меня. А я только удивлялся их настойчивости. Но в конце концов - согласился. Всякий, кто скажет, что Норвегия отличается нетронутой природой, чистотой и отсутствием мусора, будет, конечно, прав. До тех пор, пока не проедет по 243-й. И не наткнется на кучу мусора, как мы. Если при слове “мусор” Вы подумали о куче старья, выброшенных банках, старой одежде и тряпье, горе сломанных вещей, то вы попали в точку. А каков медведь? Вот уж неожиданная встреча! Это маленький "Музей мусора", всего одна витрина-экспонат. Но ни с чем не перепутаешь. P.S. Встретил на форуме и другое название - "Нора клептомана". Звучит даже лучше.

Регион Вестланн Норвегия   
Но самое интересное ждало нас впереди - на смотровой площадке Stegastein.

Регион Вестланн Норвегия   
Я имею в виду не сам вид на Аурланд-фьорд - узкий, окруженный высокими горами, с изящным поворотом уходящий к своему устью у Нерой-фьорда. Сам по себе этот вид замечательный, запоминающийся и, возможно, лучший в Норвегии в этой категории.

Регион Вестланн Норвегия   
Мы подъехали к Stegastein, когда солнце уже скрылось за горным хребтом. Вы скажете, скоро должно начать темнеть! Ничуть не бывало. Вернее, конечно чуть потемнело

Регион Вестланн Норвегия   
… но потом стало рассветать!

Регион Вестланн Норвегия   
Солнце действительно, скрылось за горой Undredal. Но в своем движении оно огибает эту вершину и снова появляется – уже над водной гладью Аурланд-фьорда.

Регион Вестланн Норвегия   
Я сова. И рассвет для меня – редкое зрелище. Даже очень-очень редкое. А здесь Норвегия подарила нам восход солнца уже на исходе дня. Мы потрясены – желто-оранжевые блики ложатся на зелень, светлеет, с каждой минутой солнце все больше встает из-за горы, освещает гладь воды во фьорде, бросает золотые лучи на наш берег фьорда…

Регион Вестланн Норвегия   
И на фотографа – тоже. Познакомьтесь – Это Даша!

Регион Вестланн Норвегия   
А вот и остальные мои спутники. Вечерней порой в золотистых лучах восходящего солнца!

Регион Вестланн Норвегия   
Часто возникает вопрос – стоит ли ехать по Снежной дороге – ведь существует альтернатива – 24-километровый Лердальский туннель, который сокращает путь вдвое, избавляет от горных серпантинов, подъемов и спусков. Мой совет – без всяких сомнений выбирайте для маршрута Снежную дорогу.

Регион Вестланн Норвегия   
А как же залы с подсветкой в Лердальском туннеле? Ведь хочется посмотреть. Тем не менее советую сэкономить 12 бессмысленных километров, требующихся для того, чтобы только посмотреть подстветки. А замечательную, ничуть не хуже, подстветку посмотрите на развязке 7/13-й дороги у нового моста Hardangerbrua через Eidfjord. Кстати, круговая развязка в туннеле – для нас непривычная вещь.

Регион Вестланн Норвегия   
520-я дорога. Эту дорогу называют также Roldalsvegen/Roldal road. С 2011 года вместе с 13-й дорогой 520-я входит в Национальный туристический маршрут Ryfylke. Высокогорная часть 520-й дороги лежит между Roldal и Sauda. Дорога поднимается в горы постепенно, серпантинов с большим числом поворотов – нет. Тем не менее незаметно для себя мы поднимемся почти под 1000 метров.

Регион Вестланн Норвегия   
Сперва 520-я идет вдоль озера Roldalsvatnet. На фото видна и магистральная 13-я дорога – вон она идет вдоль берега.

Регион Вестланн Норвегия   
Погода отличная, ветра нет, солнце жарит – но в машине прохладно. Водная гладь озера – как зеркало. И в этом зеркале отражаются островки, горы, снежники , облака. Далеко внизу, на берегах – норвежские деревеньки, далее – крутые лесистые склоны. Еще выше – заманчиво блестят снежники. Знойный день покрывает дали туманной синеватой дымкой. Дорога ведет нас все выше и выше. Два ходячих пушистых шашлыка направляются туда же. Что такое у них в ушах? А, это пробки/беруши - чтобы гудки раздраженных автомобилистов не нарушали тишины и гармонии. Посмотрите на них внимательно - умиротворенность в их фигурах и спереди и сзади.

Регион Вестланн Норвегия   
И вот мы уже высоко в горах.

Регион Вестланн Норвегия   
Пейзаж стал заметно суровее. Горные пики, неприступные скальные стенки, каменные осыпи. Почти нет растительности.

Регион Вестланн Норвегия   
Водопады прыгают с вершины в озеро как горнолыжники спускаются по склону – в несколько прыжков, скрываясь за горной складкой и неожиданно на скорости появляясь снова уже в стороне.

Регион Вестланн Норвегия   
С этой суровостью и неприступностью диссонирует множество небольших горных озер с прозрачной изумрудной водой. И чем дальше – тем большее удивление и восторг вызывают эти горные озера на 520-й!

Регион Вестланн Норвегия   
Поверхность воды – не шелохнется!

Регион Вестланн Норвегия   
Голова кружится! Кажется что нужен всего один шаг, чтобы прыгнуть в это бездонное голубое небо. Небо, которое вокруг – и сверху и снизу.

Регион Вестланн Норвегия   
Не могу передать словами! И слева, и справа - такое же бездонное небо в таких же голубых озерах. Куда мы попали? Это какое-то зазеркалье!

Регион Вестланн Норвегия   
Вода в озерах – изумительная. Прозрачная, голубая, с изумрудным оттенком. И холодная. Не забывайте, что мы с Вами в знойной Норвегии и солнце жарит уже не первый день. И здесь, в горах - а высота почти 1000 метров - контраст жары и прохлады особенно чувствуется.

Регион Вестланн Норвегия   
А что там за каменные островки? Какая прелесть! Нельзя ли приблизить?

Регион Вестланн Норвегия   
Да это тролли, много троллей. А один - похож на мишку! Нельзя ли еще приблизить?

Регион Вестланн Норвегия   
Да там сердечко – знак вечной любви и бескорыстной дружбы! Это тролли признаются в любви к путешественникам? Или этот знак оставили путешественники – знак любви к Норвегии?

Регион Вестланн Норвегия   
Так вот почему на небе солнце, вот почему который день нас не поливают дожди. Вот почему природа сверкает своими красками в полной мере, туман и тучи не скрывают вершин, а холод норвежских ветров не сводит судорогой пальцы фотографа.

Регион Вестланн Норвегия   
Но уже близко окончание горной части 520-й дороги. Вот и озеро Svartavatnet. Дамба с водоспуском.

Регион Вестланн Норвегия   
Такой знак встретился нам впервые. Ах, если бы мы встретили его раньше, на берегу Хардангер-фьорда! Тогда бы смогли заснять 520-ю на новенькую видеокамеру!

Регион Вестланн Норвегия   
А теперь – едем без видео. Одни статические фоты. Вот Виталий Иванович просит передвинуть пару камней, чтобы они поместились в кадр.

Регион Вестланн Норвегия   
И снова марсианский пейзаж

Регион Вестланн Норвегия   
Впрочем, местами виды очень притягательные и уютные. Как хорошо отдыхать в этих местах летом! И представляю, как хорошо отдыхать в этих местах зимой!

Регион Вестланн Норвегия   
Правда, дорога до дачи иногда не проста.

Регион Вестланн Норвегия   
А наш путь начинает спускаться.

Регион Вестланн Норвегия   
И в конце концов выводит нас на берег Saudafjorden. Это не значит, что 520-я кончилась – окончился только ее высокогорный участок. А впереди еще треть дороги вдоль красивейшего фьорда, водопады, туннели.

Регион Вестланн Норвегия   
Хочу обратить внимание читателей, что именно в июле высокогорная часть 520-й дороги предстает в том великолепии, в котором увидели ее мы. Например, месяцем ранее это озеро было покрыто льдом, зелени нет. И это 18-го июня - я специально искал это озеро в других отчетах.

Регион Вестланн Норвегия   
Но не надо думать, что в этом июле в горах на 520-й совсем не было снежников. Они были. Вот, например, один мы сфотографировали:

Регион Вестланн Норвегия   
Еще немного фотографий норвежских дорог. Это Knuten, недалеко от Гейрангера.

Регион Вестланн Норвегия   
С большим трудом на летней резине съехали по леднику в долину. Там три крутых поворота и песком совсем не было посыпано :smile:

Регион Вестланн Норвегия   
Эта желтая перечница нам встречалась несколько раз. Обновляла белую пунктирную линию по краю проезжей части. Надо сказать, что на узких норвежских дорогах эта линия весьма помогает грамотно разъехаться со встречной машиной. Просто правое колесо ведешь по линии и надеешься, что навстречу едет адекватный водитель. И что не привычно: ни разу так не было, чтобы край асфальта был с ямой и грязной лужей.

Регион Вестланн Норвегия   
Единственное место, где мы в этот жаркий июль встретили высокие снежные бортики в горах. Впереди - каменная дамба на озере Styggevatnet. Это озеро – замечательное место, о нем речь впереди.

Регион Вестланн Норвегия   
Подъем к дамбе - дорога к озеру Styggevatnet.

Регион Вестланн Норвегия   
Новый мост на 13-й дороге через Eidfjord. Сразу за ним – та круговая развязка в туннеле, фотография которой была раньше.

Регион Вестланн Норвегия   
А это – другой мост, тоже в знаковом месте – через Lysefjord на 491-й дороге.

Регион Вестланн Норвегия   
Закат. Там же – у Jorpeland

Регион Вестланн Норвегия   
Когда говорят о красотах Норвегии, называют прежде всего фьорды, горы, ледники, водопады, горные озера. А я добавлю в этот список – долины. Узкие или по-шире, извилистые или не очень, с порожистой речкой или изумрудными озерами, с пешеходной тропой или асфальтированной дорогой – они все разные. И запомнились навсегда!

Регион Вестланн Норвегия   
Долина Utladalen По дну шумит порожистая речка, где-то узкая и бурная, где-то широкая и с перекатами.

Регион Вестланн Норвегия   



0 Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв   

Добавить свой комментарий
Введите текст с картинки