Астрахань-Пицунда: вперед в прошлое. Pitsunda Abkhazia.

Когда люди планируют отдых, то они изначально расставляют для себя приоритеты. Кто-то едет оттянуться в all inclusive, кому-то по душе экстрим, ну а некоторые любят побродить по историческому прошлому. Есть места, где все это можно найти в одном флаконе - и тогда те, кто хочет все и сразу, получают идеальный отпуск. Но это не моя история. Ведь я провела свои каникулы в месте, где все представления об идеальности переворачиваются с ног на голову. Итак, я расскажу о том, как заварилась эта каша, и к чему все это привело)
Дождливо-солнечная
Однажды августовским вечером четверо друзей размышляли, как было бы здорово вместе рвануть в путешествие. Перед глазами уже вырисовывались картинки из молодежных фильмов, а в ушах звучала ритмичная мелодия. Мы долго маялись, выбирая место. Поднявшаяся в цене валюта поумерила пыл на заграницу, и территория поисков заметно сузилась. Я не знаю, в какой момент мы решили ехать в Абхазию, но определенно именно в эту секунду уже начались наши приключения. На разных форумах в интернете мы прочитали, что сентябрь в Абхазии - бархатный сезон: туристов мало, море теплое, да и посмотреть что есть. Что сказать, мы купились.

Так, ранним-преранним сентябрьским утром мы отправились в путь. Встречая рассвет в астраханской степи, включили любимые песни и настроились на позитив, с которым ехали примерно до Ставрополя. Мощный циклон, в который мы въехали, несколько поубавил настроения и заставил утеплиться. Спустя триста километров ничего не изменилось: в толстовках, джинсах и кроссовках астраханцы ступили и на землю Краснодарскую. Темное небо, неутешительный прогноз погоды и километровая пробка в Джубге практически сломили нашу силу духа... Из меня уже был готов вырваться истерический вопль, когда машины впереди нас начали двигаться, а муж принял решение заночевать на середине пути - в Новомихайловском.

Вечером этого же дня, после теплого душа, бокала вина, и пешей прогулки, я уже сидела на берегу бушующего моря. Злые волны перебирали гальку, ветер трепал волосы и заглушал любые звуки, но, кажется, все мы были счастливы. Выбираясь с пляжа на шумную набережную, я тихо прошептала мужу на ухо единственное уловимое в этот миг желание: «купи мне чурхчелу».

Назавтра нас ждал долгий путь по серпантину, поэтому нужно было размяться, подышать воздухом и выспаться.

Из Новомихайловского четверо путешественников выехали в хорошем настроении: на небе светило солнышко, воздух прогрелся до температуры в 20 градусов, а впереди ждала полная приключений дорога на Абхазию. На самом деле, по трассе в Краснодарском крае ехать очень комфортно и интересно. Здесь один населенный пункт сменяет другой, все время за окном шикарные пейзажи из гор и моря, да и само дорожное полотно – как гоночная трасса. Жаль только, что максимальная скорость, до которой можно разогнаться составляет 40 км/ч. Так что вместе с хорошим настроением путешественникам нужно не забыть взять терпение.
Въезд в Сочи обозначен постом ДПС за 70 км до самого города. Конечно, нас остановили. Подозрения вызвал 30 регион и наш татуированный друг Камиль, мирно посапывающий на заднем сидении в кепке с листком марихуаны. Поиски «запретного» не увенчались успехом и нас с миром отпустили дальше. Но бесценные 40 минут времени были потеряны. Поэтому в столицу Олимпийских игр мы намеренно не стали поворачивать, а обошли город по объездной дороге. Вот тут нужно сказать, что все эти 50 км до границы мы ехали буквально с открытыми ртами. Ощущение, что я не в России, а где-то в Европе не покидало ни на секунду: широченная дорога с односторонним движением, новейшие туннели, арт-объекты на дороге, электронные табло… В общем, очнулись мы только на таможне в Адлере.

Абхазия (она же Апсны на абхазском языке), встретила нас с распростертыми объятьями. Таможенный контроль мы прошли очень быстро для этой процедуры. Всего час и мы оказались на другой стороне реки Псоу – официальной границы между Россией и Абхазией. Что ж, мы приближались к цели. Еще в Астрахани наша компания выбрала город для отдыха – Пицунду. По словам очевидцев именно там самое чистое море, самый свежий хвойный воздух, и до всех достопримечательностей рукой подать.
Первое серьезное испытание, которое ждет путешественников на машине, заключаются в том, что пересекая границу, настолько ощущаешь контраст с Адлером, что остро подступает желание развернуться и поехать обратно. Лично у меня были именно такие впечатления. Полупустые пятиэтажки, заброшенные здания вдоль дороги, старые ржавые заправки… Все это отголоски войны в 90-х. Зато сама трасса очень даже ничего, к тому же вьется она вдоль берега моря, порой утопая в тени высоченных пальм и душистых кустарников. Здесь практически нет серпантина, лишь изредка попадаются крутые повороты. От границы до Пицунды ехать всего 40 минут.
Приехав в Пицунду, мы столкнулись со вторым испытанием. Поиск жилья. На самом деле это действительно проблема. Абхазы отчего-то уверены, что все россияне настолько жаждут отдыхать в их «стране души», что готовы выложить по 1000 в сутки за эдакий вигвам с «фай-фаем». Прежде, чем мы нашли более или менее достойную квартиру (про отель или пансионат не было и смысла мечтать без предварительной брони и приличной суммы денег на руках), мы здорово покрутились по городу. Наконец, после того, как мы заселились, можно было расслабиться. Вот тут нас ждало такое, что перекрыло все плохие впечатления.
Купив местного вина и сыра, четыре уставших туриста отправились искать море. Оказалось, что оно находилось в нескольких шагах от нашего жилища. А не видели мы его потому, что дорога к берегу шла через сосновый бор. Неслышно ступая по мягкому ковру из хвои, выбрались на берег. А теперь на секундочку закройте глаза и представьте: ночь, небо заволокло тучами, перед вами галечный берег, сзади – великаны-сосны, а по сторонам… ни одной кафешки, ни одного аттракциона, батута и нигде не поет Стас Михайлов. Под тусклым светом фонаря стоят большие деревянные качели-диван. Вот в этой красоте нам предстояло провести вечер. И пусть накрапывал мелкий дождик, отказываться от такого было бы преступлением.

Препятствия на пути к духовному.

На следующее утро в отличном настроении мы приняли решение отправиться на машине в Новый Афон. Хотелось посетить монастыри, старый вокзал, да и просто прокатиться по осенней Абхазии. Природа здесь завораживает: вершины Кавказских гор прячутся в облаках, густая темная зелень покрывает склоны, а у подножия – огромные «альпийские» луга, на которых пасутся стада коров. Но резкий удар по тормозам заставляет вернуться в реальность: коровки тут любят пастись не только на лугах, но и по обочинам дорог, иногда резко выбегая на трассу из-за кустов. Переведя дух, мы снова пустились в путь, заглядываясь на красоту природы по сторонам. И все было бы отлично, если бы не одно но. Местные автолюбители не просто игнорируют все правила дорожного движения, но плюют на них с самой Иверской горы. Моему супругу все время приходилось жаться вправо, потому что абхазским «шумахерам» ограничение скорости, сплошная линия и запрет обгона абсолютно ни о чем не говорят. Мне показалось, что любой водитель с местными номерами считал своим долгом вылететь перед нами через сплошную на встречку в то время, когда там идет колонна автомобилей. Столько стресса на дороге у меня давненько не было. Мне тогда почему-то подумалось: «Что это у них совсем гаишников нет! Тут штрафовать и штрафовать». И тут вдали замаячил пост ДПС: «ага, думаю, вот вы все и попались!» Но остановили нас. Инспектор сказал супругу, что тот превысил скорость на 32 километра и повел его «оформляться». Вот тут отмечу, что муж всегда ездит по правилам, даже если со скоростью 40 км/ч придется плестись 10 километров. Кстати, на обочине стояли только машины с российскими номерами, истинные правонарушители давно умчались. Так мы попали на 1500. Нет, не штрафа. Просто инспектор сказал, что не отдаст права и ТС до выяснения обстоятельств (никаких документальных подтверждений превышения, конечно у него не было), но может вернуть за вознаграждение. Кстати, я не постеснялась сфотографировать этих доброжелателей.
После общения с местными стражами порядка (хо-хо) мы вновь двинулись в путь. Оказалось, что до пункта назначения оставалось ехать 15 минут. Сам Новый Афон, как и другие города Абхазии очень контрастен. В центре города здесь можно встретить полуразрушенные здания, поросшие плющом, но при этом по улицам передвигается огромное количество людей: туристы и местные жители разных возрастов и статусов.
К Новоафонскому монастырю ведет мощеная дорога, вдоль которой всенепременно расположились торговцы вином, медом, пряностями и адамовыми яблочками. Выбравшись на смотровую площадку, мы оказались перед грандиозным архитектурным сооружением 19 века.

Яркое солнце играло на золоте его куполов, а раскидистые зеленые пальмы создавали причудливый образ «восточного дворца». Еще не войдя вовнутрь, я почувствовала трепет в душе. Наши друзья Айгуль и Камиль, как мне показалось, тоже прониклись. Нашей компании удалось посетить храм святого апостола Андрея Первозванного. Мой внутренний культуролог был в восторге от росписи, старинных скамеек и слегка обшарпанных колонн. Образы святых здесь смотрят не с икон, а прямо со стен – это вликолепные идентичные фрески со сколами, трещинами. Все это создает необыкновенную атмосферу!
Несмотря на большое количество туристов и паломников, в храме было очень тихо. Лишь изредка раздавались странные звуки. Когда с трепетными сердцами мы с супругом вышли на улицу, друзья уже ждали нас у входа. Оказалось, что источником странных звуков была Айгуль – как только она зашла в храм, на нее напала икота, отчего верующие стали обходить ее стороной. До сих пор шутим на эту тему.
Утолив голод духовный, мы занялись физическим. В ресторанчике у моря нас накормили местными хачапури по-аджарски, после чего настал черед следующей достопримечательности – заброшенного вокзала.
Под сводами здания с красивыми колоннами, фризами и капителями уже не встретить ни одного пассажира, ни один гость города не оставит свою сумку в камере хранения, а по громкой связи не объявят о прибытии поезда. Какая-то странная тоска и понимание того, что все быстротечно нападает в этом месте. Но обойдя вокзал и спустившись на дорогу, мы обнаружили, что местные жители не разделяют наших чувств – первый этаж бывшего вокзала стал отличным помещением для продажи одежды.
Свое путешествие по Новому Афону решили завершить купанием в море. Возвращались мы приятно уставшие, пост ДПС проехали без проблем, но я все же злобно посмотрела на вымогателей.
В этот же вечер муж принял мудрое решение оставить машину на платной стоянке и отправиться в следующие путешествия с экскурсионным бюро. Так и поступили – для трипа к озеру Рица мы единодушно выбрали джиппинг.

Красивая легенда и суровый абхазский маркетинг.

Известная природная достопримечательность находится в шестидесяти километрах от Пицунды, но ехать по асфальтированной дороге, вдоль высоченных гор и громких горных рек – одно удовольствие. Наш экскурсовод-водитель Адам рассказывал о традициях его народа, о той ужасной войне в 90-е, о прошлом и настоящем Абхазии. Рассказ разбавлялся легендами и сдабривался хорошим юмором. Скажу сразу, что на пути к озеру Рица туристов ждет несколько встреч с беспощадным абхазским маркетингом. Первая из них у нас состоялась буквально через 20 минут от начала путешествия. Нас завезли на большущую пасеку, где все устроено специально для туристов: демонстрационные ульи, беседки в которых можно продегустировать и купить мед и большой стол с разного рода напитками – от медовухи до чачи. Местный «лицензированный» пасечник долго рассказывал об особенностях абхазского меда: он долго не засахаривается, состоит из экологически чистого разнотравья и вообще, если залить его водой и потрясти в тарелке, то можно увидеть, что он хранит генетическую память об улье, в котором «вырос». В общем «медовые» речи предполагают, что туристы проникнутся и купят 2 литра "Президентского набора" за 5000. Я, кстати, прониклась, Камиль с Айгуль тоже…благо у нас столько денег не оказалось. От покупки «в кредит» нас уже отговорил мой взвешенный и всегда хладнокровный супруг.
Дальше дорога начала подниматься вверх, нам попались маленькие водопадики «Девичьи слезы» и «Мужские слезы», ну а следующей остановкой стало самое узкое место Юпшарского каньона. Удивительное место, пронизанное холодом нависающей отовсюду породы, окутанное серыми тенями и рождающее громкое эхо. Здесь я почувствовала себя песчинкой.
Наконец, проводник сообщил, что мы приближаемся к Рице. Впереди замаячила площадка, на которой сгрудились экскурсионные автобусы, джипы и другие авто. Мы с ветерком промчались мимо - на другую сторону озера, туда, где много лет назад была дача вождя. Именно с этой точки открывается самый прекрасный вид. Выслушав чудесную легенду о девушке по имени Рица, которая защищаясь от разбойников, превратилась в озеро, мы наконец-таки смогли насладиться действительно небывалой красотой. Прозрачная вода холодного синего цвета билась о каменистые берега, а четверо путешественников заворожено смотрели вдаль на вздымающиеся вершины гор, вдыхая чистый горный воздух, коего в их краях не сыскать.
После продолжительной прогулки мы попросили экскурсовода отвезти нас пообедать. Тут-то и поджидала вторая встреча с абхазскими маркетологами. Проводник завез в кафе, в котором с нас содрали приличную сумму за местную кухню (к слову, это каша из кукурузы, и пряная фасоль) и еще прибавили 10% за обслуживание, которого, по сути, не было. Но кушать хотелось и мы сдались...
Немного погуляв после обеда, наша туркомпания двинулась в обратный путь. Ехали вполне себе спокойно и даже немного подремывали, как вдруг наш водитель свернул с дороги и, переключив передачу на оба привода, в прямом смысле помчался по выщербленной в горе дороге. Справа – отвесная скала, слева – обрыв на несколько сот метров. Там я узнала всю правду об экстремальном джиппинге. В течении сорока минут нас трясло так, что я уже мысленно поблагодарила официантку в кафе, которая не донесла нам хинкали. Но результат как обычно оправдал себя – в конце пути нас ожидала встреча с бурным Гегским водопадом, засветившимся в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Я в очередной раз убедилась, что Абхазия – это такое место, где природные достопримечательности призваны сглаживать плохие впечатления от всего остального.
Возвращались с водопада мы практически в полной темноте. Остановились на минутку у «Голубого озера» и дальше направились на винодельню и сыроварню.
Там нас ждала дегустация местных вин и сыра и дорога в Пицунду. В целом, все остались довольны поездкой. Обсуждая ее за бокалом купленного полусладкого «Муската», мы решили провести следующие дни на пляже, благо исследование пицундского берега показало: чистота моря зашкаливает. Даже отплывая не приличное расстояние от берега, можно увидеть камни на дне. А поскольку мы любители вечернего купания, то посчастливилось еще и понаблюдать за дельфинами. Непередаваемое удовольствие...Вообще у пляжного отдыха в Пицунде оказалось масса плюсов. Помимо чистой воды, хвойного воздуха, здесь достаточно просторно (вспоминаете пляжи на курортах Краснодарского края, да?). Мы плавали в море вдоль и поперек, не сталкиваясь локтями с другими отдыхающими. Кроме того, уровень комфорта не зависит от цены - здесь вообще все пляжи бесплатные!
В конце своего объемного повествования хотелось бы сказать, что покидая Абхазию, я так и не поняла, какие впечатления она оставила. С самых первых минут у меня сложилось ощущение, что я попала лет так на двадцать назад - уж очень все вокруг напоминало "суровые 90-е". Непонятный сервис (или скорее его отсутствие), плохая инфрастурктура, странные (порой дерзкие) люди не делают этому месту хорошую репутацию. Но потрясающей красоты природа, высоченные Кавказские горы, невероятные запахи, старинные здания и лазурное море - это как раз то, за чем на самом деле люди едут в Абхазию. Вернусь ли я туда снова? Кто знает… Советую ли посетить Абхазию вам? И да, и нет… :)

ЗЫ: Больше историй на моем блоге tuigunova.com

Абхазия - страна контрастов!

Страна Абхазия
На этом посту нас остановили

Почти везде в Абхазии можно встретить полуразрушенные здания

Регион Гагрский район Абхазия
Опустевший, заброшенный вокзал в Новом Афоне

Город Новый Афон Гудаутский район Абхазия
Море в Пицунде кристально чистое!

Город Пицунда Гагрский район Абхазия
Суровый абхазский маркетинг

Говорят, пчелы на местных пасеках не кусаются!

Вид на озеро Рица

Страна Абхазия
На фото изображены: Озеро Рица
Дегустация у местных виноделов

Регион Гагрский район Абхазия
Виды в Новом Афоне шикарные

Город Новый Афон Гудаутский район Абхазия
Вид на архитектурный комплекс Новоафонского монастыря

На фото изображены: Новоафонский монастырь
Отдыхать веселой компанией - замечательно!

Город Пицунда Гагрский район Абхазия
Больше никто не сдаст свои вещи в камеру хранения на этом опустевшем вокзале...

Город Новый Афон Гудаутский район Абхазия

10 Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9 (1)
Оставить отзыв   Рейтинги и отзывы о фотоотчетах