Природный парк Уч Энмек. Ongudai Russia.
Пользователь sintagmaseel » Отчеты и рассказы » Природный парк Уч Энмек
19 июня 2013 - 18 июля 2013 Россия, Алтай, Онгудай, Турбаза Уч Энмек Активный отдых Историко-познавательный отдых Экологический туризм 27.04.2014 18:59
Общие впечатления об отдыхе:
Очень понравилось, до этого и не подозревала, что у нас на Алтае есть подобные места!
Погода во время путешествия, оправдался ли прогноз погоды, температура воздуха/воды:
Погода не предсказуемая, но, хорошо, что всегда плюсовая))
Во сколько обошлось путешествие, стоимость и цены на отдыхе:
40 000 р. с человека
Подробный отзыв о поездке:
Пожалуй, я позволю себе упустить детальное описание самой скучной части большинства отчетов о том как и кем мы летели на Алтай. Во-первых, потому что мы вроде как "местные" и прописаны в Барнауле. Во-вторых, цены на авиабилеты меняются постоянно и проверить что сколько стоит на данный момент проверить несложно. Если же кому интересны способы доставки своих драгоценных тушек в Горный Алтай, то они могут быть следующими:
1. На самолете долететь до Новосибирска, Барнаула или Горно-Алтайска. (Стоимость перелета растет обратнопропорционально расстоянию оставшемуся до туристической зоны).
2. Дальше передвигаться на рейсовых автобусах, миниавтобусах, которые ходят по мере наполнения или арендованном авто. С Новосибирска есть несколько прямых рейсов до населённых пунктов ГА. Можно ехать с пересадкой через Барнаул, откуда тоже есть прямые рейсов на Чемал, Онгудай, Кош-Агач, Тюнгур и пр., География маршрутов из Горно-Алтайска еще шире. Автобусы Новосибирск-Барнаул, Барнаул-Горно-Алтайск ходят примерно каждый час. Время в пути примерно по 4 часа. В инете есть сайты автовокзалов с расписанием и ценами.
Теперь про Горный Алтай. Самым популярным и раскрученным местом являются окрестности Чемала (Манжерока) и Телецкое озеро в районе села Артыбаш. Летом туда стоит ехать только, если вы любите Пхукет в районе Патонга, но при условии, что там нет ни баров, ни трансвеститов, ни улыбчивого сервиса. В мае Чемал безусловно хорош – это бирюзовая Катунь и горы, розовые от цветущего маральника, это тишина и свежесть. А летом куча полупьяных туристов, не знающих, чем заняться. Потому что из развлечений там только канатка на Манжероке, и небольшой парк развлечений на Чемальской ГЭС. Ни рыба, ни мясо: ни первозданной природы, ни цивилизации. Артыбаш примерно тоже самое. Как-то останавливались там - заплатили по 500 р с человека в пятиместном номере в старом домике с жутким интерьером, и даже полотенец нам не дали. Душа не было никакого - только баня примерно за 500 р в час. В общем, мы, как и многие наши друзья туда не ездим, потому что все самое интересное, чистое и свежее начинается через 100 км по чуйскому тракту: Онгудайский, Улаганский, Кош-агачский районы.
В Онгудайском районе есть мало кому известный этно-природный парк "Уч-Энмек", который охраняет одноименную гору и Каракольскую долину, которую эта гора венчает. Места незаезженные и незатоптанные, тем мне и нравятся.
Приехали мы в парк 19 июня. Дата была выбрана не случайно - с 20 по 22 июня в день солнечного солнцестояния в парке проходила большая традиционная церемония поклонения огню. Шаманы с разных уголков России и других стран приезжали сюда, чтобы провести традиционные обряды почитания солнца. Хотя, как выяснилось потом, половина из них вообще-то не шаманы, а просто люди, берегущие и возрождающие культуру своего народа, но вроде и настоящие шаманы были. В любом случае это было красиво - все в костюмы национальные снарядились, в бубны били, костры жгли. Приезжал верховный шаман Монголии - у них там оказывается это вообще все на государственном уровне, и шаманизм типа государственная религия. Киргизы приезжали. Шамана среди них не было, но были манасчи – сказители, которые исполняют эпос про их национального героя богатыря Манаса, который, кстати, был рожден на Алтае. С Калифорнии была индейская шаманка, предводитель вымирающего племени винемем, которых всего 120 человек осталось. Они якобы охраняют очень важное место силы, какую-то гору, не запомнила, к сожалению, как она называется. Ну и с округи были представители: с Хакассии, Шории, Бурятии, Тывы и пр. Алтайцы тоже проводили обряд, они как бы все контролировали и объединяли. Несколько групп было, кто горловым пением промышляет. Местные люди из соседних деревень по вечерам приходили к шаманам лечиться. В общем, мероприятие получилось колоритным и интересным. И оно было совершенно бесплатным. За жилье и еду платить надо было, конечно. Но за само мероприятие нет.
Тут надо сказать, что парк охраняет не только уникальную природу долины, но также археологические памятники, которые находятся на этой территории и культуру местного населения, поэтому они периодически организуют такие мероприятия, в ходе которых представители малых коренных народов могут обменяться сохранившимися остатками знания.
Визит-центр парка, где сейчас строится гостиница типа европейского уровня: с теплыми туалетами, душевыми кабинами, нормальными матрасами, чайной-кофейней и прочим находится примерно в 2 км от села Каракол (по Чуйскому тракту 20 км не доезжая с. Онгудай). Гостиницу планируют запустить в 2014 году. Сейчас тут есть несколько аилов и монгольских юрт (по 300 р. с человека в пятиместом аиле), туалет и душ на улице. Душ всегда горячий, если живете в палатке, то 100 р. за посещение, сколько стоит для тех, кто живет в аиле не знаю. Есть баня - 500 р в час. Поставить палатку стоит 100 р. в сутки. С питанием у них пока проблемы - надо заказывать сильно заранее, как минимум за день, иначе останетесь голодными. Можно готовить самим на костре. Мы таскаем с собой портативную газовую плитку. Но в следующем году они обещают исправиться.
После праздника мы остались в парке. Жили в палатке, готовили сами. Отсюда и ходили в походы. Первое, что нужно посмотреть обязательно - это экскурсия по Каракольской долине. Долина 20 км протяженностью. Здесь есть петроглифы, курганы и стеллы. Можно ехать самим: вход стоит 100 р., бесплатно выдается карта местности с отмеченными точками, но только тем, кто просит). У некоторых объектов стоят информационные щиты с описанием памятника. Я ездила 2 раза с экскурсией - стоит всего 500 р. с человека, но намного интереснее, чем ездить самостоятельно. Очень удобно для тех, у кого нет транспорта. Гид много рассказывает о традиционной культуре, о курганах и петроглифах с точки зрения классической археологии, альтернативной науки и местной культуры. Курганы у них есть разрытые и целые. Разрытые имеют не меньшее значение, чем тот, где была найдена всем известная принцесса Укока. Но так как раскапывали их в начале 20 века, мумии сохранить не удалось. Золото, деревянные украшения, ковры, одежда и утварь, найденные в них хранятся в Эрмитаже. Некоторые курганы были пустыми, вернее в них не было тел, но были большие камни или костровища, скорее всего ритуальных костров. Уже не первый год на курганах работает группа физиков, которые говорят, что эти курганы являются магнитной аномалией и вообще имеют хитрое устройство и являются чем-то большим, чем просто захоронения.
Петроглифы лично меня впечатляют меньше. Но для общего ознакомления прикольно посмотреть. Хотя конечно есть люди, которые по ним фанатеют. Всего в долине около 5000 петроглифов, но туристам показывают всего 2 места, одно из которых только с гидом и то, если у него настроение хорошее. Говорят, потому что люди воруют петроглифы. Они на сланце нарисованы и от скалы довольно просто отбить кусок с рисунком. Планируют камеры наблюдения ставить в ближайшем будущем. Есть разные версии того, кто и зачем эти петроглифы рисовал. Классическая - потребность человека в самовыражении. Не очень классическая - часть обряда поклонения солнцу или богам плодородия. Мифов и легенд в этой долине живет много).
Но прекрасная природа долины - это не миф. Здесь все такое живое! Ландшафт чудесный.
Но я, как девочка, больше всего люблю цветочные луга. Есть даже эдельвейсы и орхидеи.
Отдельная экскурсия – это горное озеро Аругем. Сначала нужно ехать до парковского кордона по грунтовой дороге 35 км. (20 из которых по долине, где находятся курганы и петроглифы, если вы "сильные штуки" то эти 2 экскурсии можно совместить), а потом 4.5 км идти пешком с подъемом 250 метров за последний 1.5 км). В конце июля по дороге можно поесть дикой жимолости. На озере есть оборудованная стоянка, можно пожечь костер. Но если хотите остаться на ночь, нужно нести еду и палатки. Кстати, в этом году озеру спускался медведь - задрал корову на близлежащем стойбище, вокруг самого озера видели следы.
Следующее маст-хэв, это фольклорный концерт, на котором кайчи (исполнитель горлового пения) поет и рассказывает о местной культуре. Но маст-хэв это только в том случае, если вам не удалось попасть на большое мероприятие.
Так же есть несколько троп на видовые точки, откуда можно сделать неплохие фотки. Всего на сам парк, если вы не берете тур, нужно закладывать 3-5 дней - этого достаточно, чтобы обойти самые важные достопримечательности. У нас времени было намного больше и мы взяли у них два нооосферных тура: пеший к горе Уч-Энмек и конный на плато Укок.
Ноосферные туры это особая фишка парка. Ноосферный тур это своеобразное духовное путешествие по местам силы с соблюдением традиций народа, живущего на этой территории. Поход на Уч-Энмек начался с ритуала благодарения духов этой земли, который должен был открыть нам дорогу. Программа таких туров не планируется в деталях заранее. Проводник ведет туда, куда покажут духи, ориентируясь по знакам. Так, например, радуга, мягкий дождь, встреча с маралом, улыбающиеся лики в облаках или на скалах являются благоприятными знаками. Ноосферный тур к Уч-Энмеку длиться 5-7 дней. Можно его сделать и на конях, но это получается примерно на 10 тыс. дороже для каждого человека, потому что надо оплачивать самого коня по 1000 р. в день, коня для гида, и еще конюха, как сами понимаете, тоже с конем). Некоторые берут коней только для груза - 2 штуки на группу, а сами идут налегке. В этом смысле все очень гибко, и всегда можно договориться. Мы шли пешком и сами все на себе тащили, всего вместе с радиалками намотали 60 км. - за 6 дней это немного. До подножия горы от кордона, где оставляют машины идти 17 км. Первый день ночевали на озере Аругем. Второй день шли по тайге, по грязной тропе 5 км. и ночевали в кедровом лесу, возле пастушьей стоянки. Кедры, конечно, чудесные! Некогда не думала, что лес может быть таким уютным.
Второй день прошли 7 км. и вышли на альпийские луга, где деревья уже не растут. Высота стоянки небольшая - всего 2100 метров, но красота обалденная - вся долина как на ладони. И, что не мало важно, за 3 дня нам встретился всего один человек - пастух. Трек этот не раскрученный, и в принципе, говорят, что много людей на эту территории пускать не будут, поэтому если хотите девственной природы – то вам сюда.
Вокруг горы расположены 6 озер, но они заповедные и все их посетить не удастся. Но оно и не нужно - впечатлений и так хватит.
Назад шли по другой стороне. Зашли на шаман-гору. Хорошая видовая точка. Тоже считается местом силы.
Спускались по каким-то непонятным тропам, похоже, что звериным.
Обошелся поход по 13 000 р. с человека за 6 дней. Самостоятельно идти туда невозможно, так как троп в привычном нам понимании нет – легко забрести в непролазную тайгу или болото. Конечно, чисто теоритически можно пробраться на территорию, ничего не заплатив, и потом спрятаться от инспекторов, но я бы не стала так рисковать).
Следующим пунктиком было плато Укок. Это уже другой природный парк, но организатором тура был "Уч-Энмек". Тур был конный. На конях провели 5 дней. 22 июля приехала вторая часть нашей группы. Всего нас было 7 человек. Вечером сделали ритуал благословления в парке. Утром они отправились на экскурсию по долине, потом обед и в 3 часа мы поехали в Кош-Агач, где должны были пересесть на УАЗик. Но не тут то было. Через 60 км на перевале одна из машин закипела и отказалась ехать. Пришлось вернуться в парк. К утру ее отремонтировали, и мы предприняли вторую попытку добраться до пункта назначения. Ехали по Чуйскому тракту, через Улаганский район, Курайскую степь, мимо горы АкТру (второй по вышине в ГА после Белухи). В с. Акташ у пограничников взяли заранее заказанные пропуска на Укок, так как плато является приграничной зоной, въезд туда строго по пропускам. Пропуска бесплатные, заказывать лучше заранее, так как они имеют право в течении трех суток исткать причину отказа. Но чаще всего выписывают их за час.
В Кош-Агач приехали к часу дня. Все такие торопливые, так как типа опаздываем - кони ждут, время идет. Встречаемся с водителем, пока организатор поездки идет в парк брать парковские пропуска, мы перегружаем вещи в УАЗик. Водитель отвозит нас к своему дому, где мы должны были оставить машины под чутким присмотром, и со всеми нашими вещами, продуктами и деньгами сваливает не сказав ни слова. Мы, офигев, ждем во дворе и шутим, что он на мойку поехал - мы ведь всего на сутки задержались, за это время он не успел машину подготовить. Через 20 минут звоним ему и узнаем, что зря смеялись - чувак поехал лобовое стекло менять). На Алтае такое обращение со временем нормальная практика. Есть даже поговорка: "Алтайский час равен трем часам", и если алтаец говорит, что скоро, это значит неизвестно когда. Через час еще раз позвонили, поругались. Но что толку? Так мы потеряли 1,5 часа. Еще 4 часа (140 км.) ехали до Джазатора, где нас и ждали кони. Правда, на одного меньше, чем было заказано). Выезжать уже было поздно, конюхи были пьяные (слишком долго нас ждали), коней не хватало. Разбили за деревней на реке лагерь, легли спать, надеясь, что утро вечера все же мудренее будет. Здесь надо сказать, что подобная фигня это не недостаток организаторов, это особенность путешествия по Алтаю, тем более в отдаленные места. Алтайцы жутко ленивый и неорганизованный народ, но при этом жить хотят хорошо и цены взвинчивают за свои услуги дай боже. Так, например, 8 местный УАЗик с Кош-Агача до Джазатора стоит 6 000 р.
Утро действительно оказалось мудренее. Конюхи проспались и пообещали во время похода не пить, забегая наперед скажу, что слово они свое сдержали. Недостающего коня нашли в деревне.
Первые пару часов мы привыкали к коням. Кони все были умные, спокойные. Мой так вообще чудесный. Хотя я думаю, что в итоге каждый из нас так думал про свою скотинку. Потом еще час я радовалась жизни и окружающим пейзажам, а потом почувствовала, что адски начинают болеть колени. Всего за весь поход мы накрутили 120 км - прошли Укок насквозь, сколько было по дням точно не вспомню.
Первая ночевка была возле озер.
Как хорошо было слезть с коня и размять офигевшие от непривычной нагрузки ноги! Колени болели ужасно, зато задница была цела). Если у вас нет привычки гонять на коне, то придется делать выбор - либо вы едите как мешок с картошкой и бьетесь попой о седло, либо балансируете на ногах, перегружая колени.
Следующий день был еще больнее, но не только для меня одной. Поэтому на стоянку стали пораньше, дойдя до "ворот на плато". Воротами считается слияние рек Ак-Алаха (типа "Белый бог), главной реки Укока, имеющей молочно белый цвет, и прозрачной реки, название которой к сожалению не помню. Место также отмечено курганами. Есть предположение, что это тоже некогда был храм под открытым небом.
Поднялись на горку посмотреть закат.
Главное впечатление третьего дня - урочище Бертек, скалы с очень ценными петроглифами, которым много тысяч лет и перевал с которого открывается чудесный вид на китайские пятитысячники и гору Тыбын Багдо Ола (пять священных вершин). Ноги почти перестали болеть).
Ночевали вот здесь.
Четвертый день - курган принцессы Укока, озера с журавлями и снежники на фоне Ак-Алахи.
Ночевка на озере. В этот день мы отвели душу отпустив лошадей в голоп!
Пятый день - экстремальные переправы через реки и болота. Кто-то искупался вместе с конем, я чуть не вылетела с седла, когда конь почти по пояс увяз в болоте. Но мы выбрались! В награду получили такое вот местечко:
И еще один перевал:
К 6 вечера добрались до Джумалы, где находится теплый ключ, и несколько целебных источников. Маршруты на авто начинаются и заканчиваются здесь. Место довольно популярное, о чем свидетельствуют многочисленные ленточки.
Здесь мы должны были погреться в бане, но она оказалась на ремонте. Поклонившись родничку, мы пересели в ожидавший нас УАЗик и отправились в Кош-Агач. Ехали 4 часа 120 км. В Кош-Агаче заселились в гостиницу по 500 р. с человека, которую нам оплатили организаторы, так как остались деньги с бани). Утром следующего дня вернусь в парк. Часть группы уехали в Новосибирск, мы еще несколько дней отдыхали в долине: собирали клубнику на близлежащих склонах и просто валялись на травке. Поездка на Укок стоила 24 000 с человека. Дешевле этот маршрут получится едва ли. На машине проезд на Укок, конечно, дешевле, но впечатлений будет меньше. Во-первых, до Бертека автомобильной дороги нет, как и до многих других чудесных мест. Во-вторых, даже несмотря на больные колени и отбитые задницы, мы все пришли к выводу, что кони просто супер - жалко было с ними расставаться. Мы очень экономные путешественники, но этих денег было не жалко. К тому же, для Алтая, это на самом деле недорого.
Пожаловаться на отчёт Слайд-шоу Постраничный просмотр
Очень понравилось, до этого и не подозревала, что у нас на Алтае есть подобные места!
Погода во время путешествия, оправдался ли прогноз погоды, температура воздуха/воды:
Погода не предсказуемая, но, хорошо, что всегда плюсовая))
Во сколько обошлось путешествие, стоимость и цены на отдыхе:
40 000 р. с человека
Подробный отзыв о поездке:
Пожалуй, я позволю себе упустить детальное описание самой скучной части большинства отчетов о том как и кем мы летели на Алтай. Во-первых, потому что мы вроде как "местные" и прописаны в Барнауле. Во-вторых, цены на авиабилеты меняются постоянно и проверить что сколько стоит на данный момент проверить несложно. Если же кому интересны способы доставки своих драгоценных тушек в Горный Алтай, то они могут быть следующими:
1. На самолете долететь до Новосибирска, Барнаула или Горно-Алтайска. (Стоимость перелета растет обратнопропорционально расстоянию оставшемуся до туристической зоны).
2. Дальше передвигаться на рейсовых автобусах, миниавтобусах, которые ходят по мере наполнения или арендованном авто. С Новосибирска есть несколько прямых рейсов до населённых пунктов ГА. Можно ехать с пересадкой через Барнаул, откуда тоже есть прямые рейсов на Чемал, Онгудай, Кош-Агач, Тюнгур и пр., География маршрутов из Горно-Алтайска еще шире. Автобусы Новосибирск-Барнаул, Барнаул-Горно-Алтайск ходят примерно каждый час. Время в пути примерно по 4 часа. В инете есть сайты автовокзалов с расписанием и ценами.
Теперь про Горный Алтай. Самым популярным и раскрученным местом являются окрестности Чемала (Манжерока) и Телецкое озеро в районе села Артыбаш. Летом туда стоит ехать только, если вы любите Пхукет в районе Патонга, но при условии, что там нет ни баров, ни трансвеститов, ни улыбчивого сервиса. В мае Чемал безусловно хорош – это бирюзовая Катунь и горы, розовые от цветущего маральника, это тишина и свежесть. А летом куча полупьяных туристов, не знающих, чем заняться. Потому что из развлечений там только канатка на Манжероке, и небольшой парк развлечений на Чемальской ГЭС. Ни рыба, ни мясо: ни первозданной природы, ни цивилизации. Артыбаш примерно тоже самое. Как-то останавливались там - заплатили по 500 р с человека в пятиместном номере в старом домике с жутким интерьером, и даже полотенец нам не дали. Душа не было никакого - только баня примерно за 500 р в час. В общем, мы, как и многие наши друзья туда не ездим, потому что все самое интересное, чистое и свежее начинается через 100 км по чуйскому тракту: Онгудайский, Улаганский, Кош-агачский районы.
В Онгудайском районе есть мало кому известный этно-природный парк "Уч-Энмек", который охраняет одноименную гору и Каракольскую долину, которую эта гора венчает. Места незаезженные и незатоптанные, тем мне и нравятся.
Приехали мы в парк 19 июня. Дата была выбрана не случайно - с 20 по 22 июня в день солнечного солнцестояния в парке проходила большая традиционная церемония поклонения огню. Шаманы с разных уголков России и других стран приезжали сюда, чтобы провести традиционные обряды почитания солнца. Хотя, как выяснилось потом, половина из них вообще-то не шаманы, а просто люди, берегущие и возрождающие культуру своего народа, но вроде и настоящие шаманы были. В любом случае это было красиво - все в костюмы национальные снарядились, в бубны били, костры жгли. Приезжал верховный шаман Монголии - у них там оказывается это вообще все на государственном уровне, и шаманизм типа государственная религия. Киргизы приезжали. Шамана среди них не было, но были манасчи – сказители, которые исполняют эпос про их национального героя богатыря Манаса, который, кстати, был рожден на Алтае. С Калифорнии была индейская шаманка, предводитель вымирающего племени винемем, которых всего 120 человек осталось. Они якобы охраняют очень важное место силы, какую-то гору, не запомнила, к сожалению, как она называется. Ну и с округи были представители: с Хакассии, Шории, Бурятии, Тывы и пр. Алтайцы тоже проводили обряд, они как бы все контролировали и объединяли. Несколько групп было, кто горловым пением промышляет. Местные люди из соседних деревень по вечерам приходили к шаманам лечиться. В общем, мероприятие получилось колоритным и интересным. И оно было совершенно бесплатным. За жилье и еду платить надо было, конечно. Но за само мероприятие нет.
Тут надо сказать, что парк охраняет не только уникальную природу долины, но также археологические памятники, которые находятся на этой территории и культуру местного населения, поэтому они периодически организуют такие мероприятия, в ходе которых представители малых коренных народов могут обменяться сохранившимися остатками знания.
Визит-центр парка, где сейчас строится гостиница типа европейского уровня: с теплыми туалетами, душевыми кабинами, нормальными матрасами, чайной-кофейней и прочим находится примерно в 2 км от села Каракол (по Чуйскому тракту 20 км не доезжая с. Онгудай). Гостиницу планируют запустить в 2014 году. Сейчас тут есть несколько аилов и монгольских юрт (по 300 р. с человека в пятиместом аиле), туалет и душ на улице. Душ всегда горячий, если живете в палатке, то 100 р. за посещение, сколько стоит для тех, кто живет в аиле не знаю. Есть баня - 500 р в час. Поставить палатку стоит 100 р. в сутки. С питанием у них пока проблемы - надо заказывать сильно заранее, как минимум за день, иначе останетесь голодными. Можно готовить самим на костре. Мы таскаем с собой портативную газовую плитку. Но в следующем году они обещают исправиться.
После праздника мы остались в парке. Жили в палатке, готовили сами. Отсюда и ходили в походы. Первое, что нужно посмотреть обязательно - это экскурсия по Каракольской долине. Долина 20 км протяженностью. Здесь есть петроглифы, курганы и стеллы. Можно ехать самим: вход стоит 100 р., бесплатно выдается карта местности с отмеченными точками, но только тем, кто просит). У некоторых объектов стоят информационные щиты с описанием памятника. Я ездила 2 раза с экскурсией - стоит всего 500 р. с человека, но намного интереснее, чем ездить самостоятельно. Очень удобно для тех, у кого нет транспорта. Гид много рассказывает о традиционной культуре, о курганах и петроглифах с точки зрения классической археологии, альтернативной науки и местной культуры. Курганы у них есть разрытые и целые. Разрытые имеют не меньшее значение, чем тот, где была найдена всем известная принцесса Укока. Но так как раскапывали их в начале 20 века, мумии сохранить не удалось. Золото, деревянные украшения, ковры, одежда и утварь, найденные в них хранятся в Эрмитаже. Некоторые курганы были пустыми, вернее в них не было тел, но были большие камни или костровища, скорее всего ритуальных костров. Уже не первый год на курганах работает группа физиков, которые говорят, что эти курганы являются магнитной аномалией и вообще имеют хитрое устройство и являются чем-то большим, чем просто захоронения.
Петроглифы лично меня впечатляют меньше. Но для общего ознакомления прикольно посмотреть. Хотя конечно есть люди, которые по ним фанатеют. Всего в долине около 5000 петроглифов, но туристам показывают всего 2 места, одно из которых только с гидом и то, если у него настроение хорошее. Говорят, потому что люди воруют петроглифы. Они на сланце нарисованы и от скалы довольно просто отбить кусок с рисунком. Планируют камеры наблюдения ставить в ближайшем будущем. Есть разные версии того, кто и зачем эти петроглифы рисовал. Классическая - потребность человека в самовыражении. Не очень классическая - часть обряда поклонения солнцу или богам плодородия. Мифов и легенд в этой долине живет много).
Но прекрасная природа долины - это не миф. Здесь все такое живое! Ландшафт чудесный.
Но я, как девочка, больше всего люблю цветочные луга. Есть даже эдельвейсы и орхидеи.
Отдельная экскурсия – это горное озеро Аругем. Сначала нужно ехать до парковского кордона по грунтовой дороге 35 км. (20 из которых по долине, где находятся курганы и петроглифы, если вы "сильные штуки" то эти 2 экскурсии можно совместить), а потом 4.5 км идти пешком с подъемом 250 метров за последний 1.5 км). В конце июля по дороге можно поесть дикой жимолости. На озере есть оборудованная стоянка, можно пожечь костер. Но если хотите остаться на ночь, нужно нести еду и палатки. Кстати, в этом году озеру спускался медведь - задрал корову на близлежащем стойбище, вокруг самого озера видели следы.
Следующее маст-хэв, это фольклорный концерт, на котором кайчи (исполнитель горлового пения) поет и рассказывает о местной культуре. Но маст-хэв это только в том случае, если вам не удалось попасть на большое мероприятие.
Так же есть несколько троп на видовые точки, откуда можно сделать неплохие фотки. Всего на сам парк, если вы не берете тур, нужно закладывать 3-5 дней - этого достаточно, чтобы обойти самые важные достопримечательности. У нас времени было намного больше и мы взяли у них два нооосферных тура: пеший к горе Уч-Энмек и конный на плато Укок.
Ноосферные туры это особая фишка парка. Ноосферный тур это своеобразное духовное путешествие по местам силы с соблюдением традиций народа, живущего на этой территории. Поход на Уч-Энмек начался с ритуала благодарения духов этой земли, который должен был открыть нам дорогу. Программа таких туров не планируется в деталях заранее. Проводник ведет туда, куда покажут духи, ориентируясь по знакам. Так, например, радуга, мягкий дождь, встреча с маралом, улыбающиеся лики в облаках или на скалах являются благоприятными знаками. Ноосферный тур к Уч-Энмеку длиться 5-7 дней. Можно его сделать и на конях, но это получается примерно на 10 тыс. дороже для каждого человека, потому что надо оплачивать самого коня по 1000 р. в день, коня для гида, и еще конюха, как сами понимаете, тоже с конем). Некоторые берут коней только для груза - 2 штуки на группу, а сами идут налегке. В этом смысле все очень гибко, и всегда можно договориться. Мы шли пешком и сами все на себе тащили, всего вместе с радиалками намотали 60 км. - за 6 дней это немного. До подножия горы от кордона, где оставляют машины идти 17 км. Первый день ночевали на озере Аругем. Второй день шли по тайге, по грязной тропе 5 км. и ночевали в кедровом лесу, возле пастушьей стоянки. Кедры, конечно, чудесные! Некогда не думала, что лес может быть таким уютным.
Второй день прошли 7 км. и вышли на альпийские луга, где деревья уже не растут. Высота стоянки небольшая - всего 2100 метров, но красота обалденная - вся долина как на ладони. И, что не мало важно, за 3 дня нам встретился всего один человек - пастух. Трек этот не раскрученный, и в принципе, говорят, что много людей на эту территории пускать не будут, поэтому если хотите девственной природы – то вам сюда.
Вокруг горы расположены 6 озер, но они заповедные и все их посетить не удастся. Но оно и не нужно - впечатлений и так хватит.
Назад шли по другой стороне. Зашли на шаман-гору. Хорошая видовая точка. Тоже считается местом силы.
Спускались по каким-то непонятным тропам, похоже, что звериным.
Обошелся поход по 13 000 р. с человека за 6 дней. Самостоятельно идти туда невозможно, так как троп в привычном нам понимании нет – легко забрести в непролазную тайгу или болото. Конечно, чисто теоритически можно пробраться на территорию, ничего не заплатив, и потом спрятаться от инспекторов, но я бы не стала так рисковать).
Следующим пунктиком было плато Укок. Это уже другой природный парк, но организатором тура был "Уч-Энмек". Тур был конный. На конях провели 5 дней. 22 июля приехала вторая часть нашей группы. Всего нас было 7 человек. Вечером сделали ритуал благословления в парке. Утром они отправились на экскурсию по долине, потом обед и в 3 часа мы поехали в Кош-Агач, где должны были пересесть на УАЗик. Но не тут то было. Через 60 км на перевале одна из машин закипела и отказалась ехать. Пришлось вернуться в парк. К утру ее отремонтировали, и мы предприняли вторую попытку добраться до пункта назначения. Ехали по Чуйскому тракту, через Улаганский район, Курайскую степь, мимо горы АкТру (второй по вышине в ГА после Белухи). В с. Акташ у пограничников взяли заранее заказанные пропуска на Укок, так как плато является приграничной зоной, въезд туда строго по пропускам. Пропуска бесплатные, заказывать лучше заранее, так как они имеют право в течении трех суток исткать причину отказа. Но чаще всего выписывают их за час.
В Кош-Агач приехали к часу дня. Все такие торопливые, так как типа опаздываем - кони ждут, время идет. Встречаемся с водителем, пока организатор поездки идет в парк брать парковские пропуска, мы перегружаем вещи в УАЗик. Водитель отвозит нас к своему дому, где мы должны были оставить машины под чутким присмотром, и со всеми нашими вещами, продуктами и деньгами сваливает не сказав ни слова. Мы, офигев, ждем во дворе и шутим, что он на мойку поехал - мы ведь всего на сутки задержались, за это время он не успел машину подготовить. Через 20 минут звоним ему и узнаем, что зря смеялись - чувак поехал лобовое стекло менять). На Алтае такое обращение со временем нормальная практика. Есть даже поговорка: "Алтайский час равен трем часам", и если алтаец говорит, что скоро, это значит неизвестно когда. Через час еще раз позвонили, поругались. Но что толку? Так мы потеряли 1,5 часа. Еще 4 часа (140 км.) ехали до Джазатора, где нас и ждали кони. Правда, на одного меньше, чем было заказано). Выезжать уже было поздно, конюхи были пьяные (слишком долго нас ждали), коней не хватало. Разбили за деревней на реке лагерь, легли спать, надеясь, что утро вечера все же мудренее будет. Здесь надо сказать, что подобная фигня это не недостаток организаторов, это особенность путешествия по Алтаю, тем более в отдаленные места. Алтайцы жутко ленивый и неорганизованный народ, но при этом жить хотят хорошо и цены взвинчивают за свои услуги дай боже. Так, например, 8 местный УАЗик с Кош-Агача до Джазатора стоит 6 000 р.
Утро действительно оказалось мудренее. Конюхи проспались и пообещали во время похода не пить, забегая наперед скажу, что слово они свое сдержали. Недостающего коня нашли в деревне.
Первые пару часов мы привыкали к коням. Кони все были умные, спокойные. Мой так вообще чудесный. Хотя я думаю, что в итоге каждый из нас так думал про свою скотинку. Потом еще час я радовалась жизни и окружающим пейзажам, а потом почувствовала, что адски начинают болеть колени. Всего за весь поход мы накрутили 120 км - прошли Укок насквозь, сколько было по дням точно не вспомню.
Первая ночевка была возле озер.
Как хорошо было слезть с коня и размять офигевшие от непривычной нагрузки ноги! Колени болели ужасно, зато задница была цела). Если у вас нет привычки гонять на коне, то придется делать выбор - либо вы едите как мешок с картошкой и бьетесь попой о седло, либо балансируете на ногах, перегружая колени.
Следующий день был еще больнее, но не только для меня одной. Поэтому на стоянку стали пораньше, дойдя до "ворот на плато". Воротами считается слияние рек Ак-Алаха (типа "Белый бог), главной реки Укока, имеющей молочно белый цвет, и прозрачной реки, название которой к сожалению не помню. Место также отмечено курганами. Есть предположение, что это тоже некогда был храм под открытым небом.
Поднялись на горку посмотреть закат.
Главное впечатление третьего дня - урочище Бертек, скалы с очень ценными петроглифами, которым много тысяч лет и перевал с которого открывается чудесный вид на китайские пятитысячники и гору Тыбын Багдо Ола (пять священных вершин). Ноги почти перестали болеть).
Ночевали вот здесь.
Четвертый день - курган принцессы Укока, озера с журавлями и снежники на фоне Ак-Алахи.
Ночевка на озере. В этот день мы отвели душу отпустив лошадей в голоп!
Пятый день - экстремальные переправы через реки и болота. Кто-то искупался вместе с конем, я чуть не вылетела с седла, когда конь почти по пояс увяз в болоте. Но мы выбрались! В награду получили такое вот местечко:
И еще один перевал:
К 6 вечера добрались до Джумалы, где находится теплый ключ, и несколько целебных источников. Маршруты на авто начинаются и заканчиваются здесь. Место довольно популярное, о чем свидетельствуют многочисленные ленточки.
Здесь мы должны были погреться в бане, но она оказалась на ремонте. Поклонившись родничку, мы пересели в ожидавший нас УАЗик и отправились в Кош-Агач. Ехали 4 часа 120 км. В Кош-Агаче заселились в гостиницу по 500 р. с человека, которую нам оплатили организаторы, так как остались деньги с бани). Утром следующего дня вернусь в парк. Часть группы уехали в Новосибирск, мы еще несколько дней отдыхали в долине: собирали клубнику на близлежащих склонах и просто валялись на травке. Поездка на Укок стоила 24 000 с человека. Дешевле этот маршрут получится едва ли. На машине проезд на Укок, конечно, дешевле, но впечатлений будет меньше. Во-первых, до Бертека автомобильной дороги нет, как и до многих других чудесных мест. Во-вторых, даже несмотря на больные колени и отбитые задницы, мы все пришли к выводу, что кони просто супер - жалко было с ними расставаться. Мы очень экономные путешественники, но этих денег было не жалко. К тому же, для Алтая, это на самом деле недорого.
Пожаловаться на отчёт Слайд-шоу Постраничный просмотр
0
Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв