Автомобильный туристический рейд "Замыкая Круг" - от Санкт-Петербурга до Полярного круга минуя М-18 "Кола". Russia.
Пользователь Alex_Obukhov » Отчеты и рассказы » Автомобильный туристический рейд "Замыкая Круг" - от Санкт-Петербурга до Полярного круга минуя М-18 "Кола"
24 июля 2010 - 8 августа 2010 Россия, Карелия Автопутешествия Активный отдых Экстремальный туризм 24.10.2012 01:12
Во сколько обошлось путешествие, стоимость и цены на отдыхе:
Стоимость путешествия на человека составила 2734,7 руб., в которую вошло: питание, закупка на общие нужды котелка 15л и инвертора 220В, а так же стоимость путевки в Национальный Парк "Паанаярви". В данную сумму не включено: топливо и другие расходы, связанные с автомобилями, а так же сувениры, лицензии на лов рыбы и обеды в кафе. Расход бензина по данным БК и суммарно залитого в бак на АЗС совпал и составил 706л. Средний расход топлива по данным БК составил 23.6 Средний расход топлива по данным GPS составил 22.8 Расходы на топливо составили 4148,3 руб с человека. Организационные расходы на подготовку, оформление, создание дорожных книг, фирменной символики и др. составили 500р с экипажа+ 200р с человека. Итого: 7 208 р. с человека.
Подробный отзыв о поездке:
Хочу выразить искреннюю благодарность Вячеславу Романовичу Вербицкому за информацию, от которой я отталкивался при создании маршрута этого туристического рейда.
Если Вы думаете, что рейд - это только 16 дней путешествия, то могу сказать, что Вы ошибаетесь. Рейд начинается с подготовки маршрута, точнее даже с идеи, куда поехать, и уже на этой стадии от предстоящего путешествия начинаешь получать удовольствие. Поэтому первая глава отчета как раз рассказывает о подготовке к рейду, начиная с появления идеи о путешествии.
На границе Карелии и Мурманской области находится озеро Кукас, которое известно среди любителей активного отдыха, как одно из самых чистых и красивых озер Карелии. Множество отчетов водников, проходящих на байдарках по озеру, подкреплено тысячами фотографий, описывающих красоты данного места. Уже несколько лет я горел желанием посетить это озеро, но, к сожалению ни в один из маршрутов рейдов озеро не вписывалось, поэтому было решено создавать маршрут, отталкиваясь именно от Кукаса, а уже потом решать, что еще попадется нам на пути. В непосредственной близости к озеру находится Национальный Парк "Паанаярви", заглянуть в который так же планировалось уже не один год.
Пытаясь связать эти две северо-карельских достопримечательности в единый маршрут, я долго разглядывал карту, и мой взгляд упал на поселок с названием "Полярный Круг". Так и родилась идея отправиться к Северному Полярному Кругу, заехав по дороге и в Паанаярви и на Кукас.
В общем-то доехать до Полярно Круга особых проблем ни у кого не вызывает - сел да поехал. Даже у ГеоКешеров есть тайник рядом со стелой на трассе М-18, который называется "Фото, которое есть у всех", поэтому было решено, что ехать надо не по асфальту! И это правильно, ведь в основе путешествия лежит само путешествие, а не посещение конкретных точек или достопримечательностей, вот и образовалась идея рейда: "От Санкт-Петербурга до полярного круга минуя трассу М-18 "Кола"". Оставалось только создать маршрут соответствующий задуманной идее. В южной части особых проблем не возникало - маршрут пролегал через Приозерск и Сортавалу, далее на Суоярви, а там и через Воттоваару выходил на маршрут 2006 года, кстати, а почему бы в этот раз не заехать на Пизанец? Ладно, с Пизанцем разберемся потом, там тоже все не так просто...
Первые проблемы с составлением маршрута начинались в районе ЕлмОзера, уже в центральной Карелии. На карте было обозначено множество различных лесовозных грейдеров, но в единую дорогу они не соединялись. Было очевидно, что наверняка там есть проезд... Тогда я решил, что здесь будет навигационный спец. участок и положил графиком целых 2 дня на него! Уж за два дня мы как-нибудь проедем и отложил данный вопрос в долгий ящик.
Следующим темным пятном был перешеек между озером Ципринга и Пяозером. Это уже за Паанаярви. Было понятно, что через сам парк существует транзитная дорога. Тогда я сделал ход конем: найдя e-mail дирекции парка, просто написал им. И, о чудо, - получил ответ. Никогда не думал, что написав на найденный "черт знает где" ящик, можно получить что-то вразумительное. Ответ был положительным, мост на перешейке существовал, но проблема крылась в другом: на Кумапороге, дальше на север, находилась ГЭС, и единственным способом проезда было получение разрешения в городе Кандалакша. В дирекции парка мне сказали, что это очень муторно и даже они сами стараются не пользоваться этой дрогой. Я погрустнел, но не отступил. Три моих письма, написанных на электронную почту, найденные в справочниках, ушли вникуда; от телефонов тоже проку было мало - одни молчали, в других отвечали, что вопрос не к ним и отсылали куда-то еще, где тоже не брали трубку, либо говорили, что не по адресу, а куда надо - не знали.
Тогда я обратился к великому интернету и стал искать, вдруг кто-нибудь ходил подобным маршрутом. И, представьте себе, нашел! Два отчета велосипедистов: в одном рассказывалось о том, как их пропустил охранник через ГЭС, а в другом, на мое счастье, описывалась подробная схема получения разрешения на проезд. Позвонив по указанному телефону, получил подробную инструкцию - "что", "как" и "куда". А когда они все получат, то отнесут "главному" и он будет думать. Поскольку требования были весьма строгими - паспортные данные, прописки и т.п. - я решил, что нужно заручиться поддержкой ТССР и попросить написать официальное письмо - тогда точно пропустят!
В процессе поиска отчетов по северной части, удалось решить и центральную - был найден отчет мотоциклистов, который рассказывал о движении по лесным дорогам в районе Елмозера. Написав автору, я получил не только подробный рассказ о интересующем месте, но и полный трек!
Кажется, все складывалось, не хватало только какой-нибудь заманухи в стиле прошлогодней Руйги, и она, конечно же, нашлась! В отчете велосипедистов упоминается зимник, идущий в сторону Кукаса с западной стороны от озера, позже об этом же зимнике я прочитал и в отчете водников, которые делают волок в Кукас. В обоих отчетах были так же и фотографии, по которым можно было судить о реальности проезда по нему на машинах туристического класса. А затем, когда я сменил крупномасштабный военный атлас Карелии на мелкий, но зато более свежий, этот зимник я увидел и на карте. Последним штрихом был Google-Earth. Сомнений не было - дорога существует, а раз так, то что мешает нам по ней проехать? Ну, или хотя бы попробовать проехать!
Вообще-то нормальная (в нашем понимании) автомобильная дорога существует, и подходит она к озеру с востока, собственно от трассы М-18. С точки зрения оффроада, особого интереса не представляет - по ней легко проходит стандартная нива, но ее протяженность - 60 километров, которые проходятся в среднем, по отчетам различных путешественников, за 8 часов - считай день туда и день обратно - получается весьма не слабая радиалка! В общем, решено было исследовать новые пути, а известные оставить про запас!
Маршрут был готов и пришло время объявить начало сбора команды. Если в 2009 году в рейд поехали все, кто захотел, то в этом количество зарегистрировавшихся быстро превысило в 2 раза расчетное количество экипажей, поэтому предварительную регистрацию пришлось быстро закрыть. Как обычно, приоритет имели те, кто уже участвовал в других рейдах и экспедиции, но и место для новичков вроде еще оставалось. Конечно по опыту 2009 года - 8 машин это оптимальный максимум, я поставил себе планку - 10 экипажей. Заявки были приняты у 11!
Теперь о новичках: быстро и качественно вписался Таежник, подкупив своей пунктуальностью, опытом нахождения в автономных путешествиях и своей активностью. Так же, активность проявил экипаж из подмосковного города Ступино, который уже в 2009 году интересовался, но не смог поехать. Если Петербургские экипажи я хоть как-то мог контролировать, то иногородние - нет. В результате, буквально за неделю до старта, когда и маршрутная книжка и разрешения на проезд были уже оформлены, я узнал, что они по-тихому слились! Так же по-тихому слился и Денис на Фронтере, но здесь удалось отследить: из-за отсутствия активности в подготовке к рейду. Ну, и последним кто слился, был третий автомобиль москвичей - Форд Експлорер, но об этом я узнал уже в первом лагере - ребята не успели подготовить машину, но, несмотря на это, они не отступили, отказавшись от части снаряжения, загрузились в две другие московские машины и отправились в путешествие!
Вернемся к Пизанцу. Озеро представляет собой геологический разлом длиной 6 км, туристические стоянки есть только в северной части озера, а все самое интересное - в южной. Первоначально был план поступить как большинство автотуристов - подойти с южной стороны на сколько позволят машины, а дальше - пешком, но с появлением в нашей команде Таежника появилась другая идея - взять байдарки и совершить водную прогулку как по Пизанцу так и по Кукасу. Таежник собирался ехать один, на длинном Ниссан Патруль, куда легко загружались разобранные байдарки.
Итак, наш командный состав выглядел следующим образом:
УАЗ Патриот Александра Обухова (мой то бишь), на 32" А/Т, со слабой (6000 lba) электролебедкой.
Шевроле Нива Александра Живицкого (Zhiv), резина стандартная 215/75/15, хоть и Мудовая (M/T), но конкретно покушанная. Сама машина была задрана по самое не хочу, сзади обваренный мост, и, как выяснилось перед самым выездом, А-образный, будь он не ладен, рычаг. Днище прикрывал сплошной лист АМГ.
213 Нива Михаила Воронова (Ranger). Слегка лифтованная, на зимней 235/75/15. Раздатка защищена подрамником.
213 Нива Александры Бачалдиной (Хаха). Подготовки тут не было, была только антиподготовка - перед самым выездом, несмотря на мои отговоры, на машину были вклячены мудовые Кордианты, размерностью 205/70/15.
Крокодил 31 Нива Игоря Покровского (Mika Kostramskoy). По степени подготовки аналогична Шевику Живицкого.
Ниссан-Партол Михаила Андросова (Таежник), из подготовки можно с натяжкой назвать только 33ю А/Т резину (вроде бы это штатный размер для Патруля), но ему и этого достаточно, хотя я почти уверен, что через год мы этот автомобиль не узнаем. Вообще строительство автомобилей, а точнее их монстряченье - это тема для отдельной статьи, которую я обязательно напишу по результатам этого рейда...
Всеми любимый Ужазик - УАЗ 31514, который с прошлого года сменил стальную крышу на тент, обварился каркасом безопасности, обрел 31"ые Муды и бензобак на 130 литров во весь багажник
Шеви-Нива Владимира Коляда тоже обзавелась Мудами 235/75/15, для чего её слегка лифтанули. Что там с защитой - не знаю, в прошлом году был Шериф и его постоянно рихтовали, в этом все было спокойно.
Паанаярви... Мое общение с дирекцией парка началось в декабре, сначала мы беседовали про возможность проезда, но когда в феврале зашла речь о том, чтобы группа остановилась на один день в парке, мне было сказано, что это проблематично, в связи с большим количеством туристов. Насколько я понял, туда приезжают надолго, и группа, которая займет 25% мест от общего количества всего на 2 ночи, просто лишние головные боли. Тогда встал разговор о размещении в палатках, на что мне был ответ, что такое количество машин и палаток разместить негде. Сейчас с уверенностью могу сказать, что это бред - наша группа легко разместилась бы на любой одной из площадок, которые мы видели за время нашего пребывания в парке. А когда настал черед бронирования, и вовсе сказали, что все места забронированы! Пришлось пойти другим путем - запросить разрешение на транзит, в этом они отказать не имеют права и не отказали, а когда разрешение было получено, уже договорился, что мы заодно посмотрим достопримечательности в течении одного дня, без остановки в парке. Тут тоже отказа не последовало - денег-то все хотят, а тут никаких хлопот и 5 тысяч в кармане. Таким образом, у нас в графике образовался еще один лишний день. "Ну и ладно" - подумал я - "сделаем сдвоенную дневку на Кукасе!"
Теперь про ТССР. Маршрутную книжку я отправил в Москву в центральную МКК почтой за 1.5 месяца до старта. Книжка мне вернулась за несколько дней до старта - они ее даже с почты забрать не удосужились. Письмо на ГЭС с просьбой о транизите я вообще не увидел, хотя на мою просьбу подписать письма, мне ответили, цитирую: "Без проблем". С наступлением июля, я активно начал чесаться самостоятельно: было направлено письмо в дирекцию по факсу, как было описано у велосипедистов. Ответ мне обещали скинуть на факс, но спустя неделю ответа не последовало. Я снова позвонил в Кандалакшу, меня отправили общаться с Главным (вроде бы инженером, но могу и ошибаться). Ну, думаю, не получим мы разрешение, ан нет: Общение с "Главным" оказалось весьма приятным, он сказал, что давно подписал разрешение, но почему оно до нас не дошло - непонятно. Чтобы не было проблем, я сбросил заново заявку и спустя 10 минут получил ее назад с подписью.
Ура, все бумаги получены, можно ехать. Фиг с ним, с ТССРом, в конце концов, не ради Чемпионата едем, а ради себя! Но не тут-то было - в Карелии вводят ЧС в связи с пожарами и ограничивают въезд в леса.
За неделю до старта я капитально наседаю на руководителя Петергофского Клуба Туристов Александра Капитонова, имеющего некое влияние на ТССР и, благодаря исключительно его усилиям, за что отдельная благодарность, маршрутная книжка перед стартом была у нас на руках! Книжкой это, правда, назвать было тяжело - это был набор листочков, которые постоянно пытались разлететься. Ну да ладно, цель достигнута - мы спортивные туристы, проходящие маршрут, а не просто туристы, которые не гасят за собой костров. Ради справедливости надо сказать, что проблем со въездом в лес у нас не возникло, маршрутная книжка доставалась лишь дважды, но в обоих случаях очевидно было, что кардинально она ничего не решила - нас и так принимали тепло везде, ну или почти везде, но там я, думаю, и на маршрутную книжку было бы наплевать, но об этом позже, пора переходить к повествованию непосредственно о рейде...
Карта Карелии - это сочетание двух цветов: зеленого и голубого - земля бескрайних лесов, зеркальных озер, рек и водопадов. Природа этого края вызывает искреннее восхищение, превращая Карелию в идеальное место, чтобы восстановить душевное равновесие и обрести внутреннюю гармонию, наслаждаясь величественной природой и впитывая культуру этой самобытной земли.
(Здесь и далее курсивом выделена обзорная информация, взятая из открытых источников, представленная для читателей с целью расширения кругозора и не относящаяся непосредственно к прохождению группой данного маршрута.)
Впервые, наш рейд отправлялся не по Мурманскому шоссе, а в Приозерском направлении. Точкой старта был выбран комплекс "Мега-Икеа" на Парнасе и, надо сказать, весьма удачно. Вот уже много лет дождь становится традиционным спутником в день отъезда, этот год не стал исключением, но на этот раз мы спаслись от непогоды на крытой парковке комплекса.
Опять же впервые, нашу группу приехали проводить. Среди провожающих был руководитель Петергофского клуба туристов Александр Капитонов, который привез нам на старт нашу долгожданную маршрутную книжку, за что ему отдельное спасибо; главный редактор портала Водитель Петербурга и глава Петербургского Клуба Автопутешествеников в одном лице - Алексей Игнаткович. Он одарил участников рекламными наклейками и одним единственным экземпляром на всю группу журнала "Водитель Петербурга". Здесь надо сказать, что по договоренности с Алексеем мы, при наличии связи, должны были направлять ему наши краткие отчеты с фотографиями, по мере продвижения, а он, в свою очередь, - информировать общественность (в первую очередь друзей и родственников участников рейда) по средствам размещения информации на сайте "Водитель Петербурга".
Так же были и другие провожающие, но я, к сожалению, не знаю кто это был. В 11.30 я отправляю СМС в Центральную Маршрутно-Квалификационную Комиссию и с этого момента мы на МАРШРУТЕ!
+17° С за бортом, после изнуряющей более чем 30ти градусной жары - удивительный подарок природы участникам. Задержек в пути первого дня не было. Обед под Лахденпохьей сопровождался купанием любителей водных процедур, остальные же переодевались и утеплялись.
На первый спец. участок вышли с опережением графика на 2 часа и: без москвичей.
По плану, встреча с московской группой должна была произойти перед спец. участком, но на точке встречи их не оказалось, на сотовые телефоны тоже не отвечали: как потом позже выяснилось, они в это время проходили "темную территорию" - границу Ленинградской и Вологодской областей. Поинтересовавшись в магазине на точке встречи, а не проезжали ли здесь "наши" - получили отрицательный ответ. Пришло время принимать первое Решение и оно оказалось таковым - стартуем на С/У не дожидаясь московской группы: ждать смысла не было, так как неизвестно, где они находились, кроме того у них были координаты GPS лагеря, С/У особых проблем не должен был представлять, да и основные "засадные" места находились практически у самого лагеря.
Во время прохождения C/У прозвонились москвичи и стало понятно, что догнать группу они смогут только ночью. По плану, спец. участок планировался разминочным, но, благодаря засушливому лету, разминка оказалась второй по степени сложности - все остальное просто высохло и не представляло труда. Ненапряжно порезвившись на С/У - некоторым удалось посидеть и даже расчехлить лебедку, хотя это было не столь необходимо, - мы добрались до первого лагеря. Несмотря на пессимистичные прогнозы некоторых, места для размещения хватило всем, даже, более того, это была далеко не самая маленькая по размерам стоянка.
GSM-связь на полуострове - это как анекдот про суслика, только наоборот: показывает что есть, а на самом деле, ее нет. Ни позвонить, ни СМС отправить, ни, тем более, в интернет залезть, поэтому после написания краткого отчета дня, я направился молиться GSM-Богам, неся ноутбук перед собой как икону и ожидая, когда же, наконец, заветная лампочка замигает. 12 минут с вытянутой рукой на вершине какого-то холма вблизи лагеря и отчет отправлен.
Вечер был посвящен празднованию дня рождения Александра Живицкого, ну и, заодно, начала рейда. В 3 часа ночи, когда значительная часть участников уже разбрелась по палаткам, вдруг заговорила рация - это московские экипажи на жуткой измене носились по полуострову и никак не могли разобраться с моими GPS данными. А все было очень просто, незаметная отворотка в лес не была отмечена отдельной точкой, а если судить по навигации, то на этом перекрестке надо было ехать прямо, к следующей маршрутной точке, до которой они добраться и не могли, проходя в сотне метров сбоку и утыкаясь в тупик. Вот такой вот оказался подвох, и лишь только Александр Живицкий, который, собственно говоря, и был автором данного С/У, найдя и прокатав какое-то подобие дороги на мыс в 2008 году, по рации направил московские экипажи по правильному пути!
Озеро Импилампи - находится на острове Импиниеми ("импи" по-фински означает "нетронутый", "девственный"), который соединяется с полуостровом Хунукка тоненьким скалистым перешейком шириной в несколько десятков метров. Само озеро представляет собой огромную впадину в скальном массиве, заполненную чистейшей водой. Озеро не имеет ни впадающих, ни истекающих рек и ручьев и питается исключительно за счет притока дождевой воды, а переизбыток воды выливается через край прямо в Ладожское озеро, уровень воды в котором на 5 метров ниже.
На самом краю острова находятся нагромождения скал, высотой почти 62 метра. Оттуда открывается поистине потрясающая панорамная красота Ладожских Шхер. В хорошую погоду можно увидеть даже Валаам.
В скальном массиве острова сохранились остатки финских береговых укреплений - небольшая система окопов. Так же здесь можно увидеть как раньше добывали гранит вручную, без техники.
Начинать рейд с дневки уже добрая традиция, но за последний год я слышал несколько отзывов бывалых туристов, что это не правильно и дневки надо делать, когда люди начнут уставать от путешествия. Честно говоря, я так и не смог понять, почему люди должны уставать, ведь для всех нас, которые провели целый год, работая в душном городе, рейд - это, в первую очередь, отдых, и начать путешествие нужно именно с отдыха. По моему личному опыту могу сказать, что неделя перед стартом рейда - всегда очень тяжелая и напряженная: с одной стороны, надо доделать все хвосты и подготовиться к уходу в отпуск на работе, с другой стороны, сборы в длительное путешествие, и с третей стороны - машина, которую необходимо подготовить к этому путешествию. И ведь, как обычно, не хватает одного дня! Поэтому собранные в спешке вещи загружены как попало, а какая-нибудь деталюшка, прикрученная в ночь перед стартом, оказывается либо за что-то цепляет, либо не с той стороны прикручена!
В общем, на первой дневке всегда есть чем заняться, и тут не только укладывание вещей в и на багажнике, но и целая куча вопросов, которая касается группы в целом - продукты, посуда, оборудование, питьевая вода и т.п. и т.д. Во всем этом надо навести железный порядок, иначе бардак в этих областях может привести к большим потерям во времени!
Итак, на этой дневке Александр Живицкий устанавливал антенну для радиостанции, которую не успел установить перед рейдом, а Михаил Воронов переустанавливал антенну, которую он не правильно установил перед рейдом. Ноги Сергея Таранова торчали то из машины, то под машиной - он прикручивал гайку хвостовика КПП, которая, не выдержав первый карельский грейдер, раскрутилась. Мне пришлось навести порядок на крыше - всё тяжелое переехало ближе к носу, поскольку машина имела сильный дифферент на корму. Так же производились ремонтно-наладочные работы с Ужазиком. Оптимизацией багажа и внутреннего пространства автомобилей занимались абсолютно все участники.
Вечером все дружно отправились в пешую прогулку: обогнув озеро, поднялись на вершину полуострова Импенеми, с которой открывается поистине потрясающая панорама Ладожских шхер. Затем спустились к Ладоге, где встретили редкого обитателя этого озера - нерпу.
Холодная погода сменилась отличным летним солнцем, а небольшой ветерок создавал комфорт в тени. Все вдоволь накупались в озере, ныряя прямо со скалистого берега!
К сожалению, первая дневка принесла первую серьезную травму, которая чуть не стала причиной схода с маршрута - Михаил Воронов во время купания поранил ногу (Рваная рана пятки). Ему была оказана квалифицированная медицинская помощь врачом рейда Арутюновым Александром.
Водопад Кулисмайоки - самый высокий водопад северного приладожья, его высота 19 метров.
На самом деле, Кулисмайоки - это река, на которой расположен этот водопад, настоящее же название Юканкоски. В народе так же можно услышать название Белые Столбы, которое пошло от того, что низвергающаяся вода делится на потоки, образуя, таким образом, символическую колоннаду, и, лишь в период "высокой воды" они сливаются в единый поток, образуя мощный водопад, который оставляет куда более сильные впечатления, чем всем известный Кивач.
День начался с режимного подъема в 8 утра. Первым из лагеря стартовал Александр Живицкий: ему было поручено важное задание - найти в Питкяранте аптеку и купить некоторые специфические лекарства, которые могли бы понадобится травмированному Ranger'у в случае развития воспаления раны.
С опозданием на 15 минут от графика остальная группа покинула первый лагерь. Перемешавшись с группой велосипедистов, довольно быстро и без особых проблем преодолели спец. участок в обратном направлении; затем был заезд на АЗС перед Питкярантой и на водопад Юканкоски. Благодаря отсутствию дождей, вода в реке Кулисмайоки стала "низкой" и водопад предстал перед участниками в виде белых столбов - малыми потоками вода низвергалась с высоты прямо на головы участников, которые, конечно же, искупались. Купание получилось несколько экстремальным, температура воды в водопаде оказалась 18 градусов, при температуре воздуха в тени более 31 град.
Затем был долгий перегон по карельским грейдерам. В процессе перегона выявились очередные слабые места в автомобилях - у Шеви-Нивы Александра Живицкого лопнуло модернизированное крепление заднего моста (А-Образный рычаг), а у машины Покровских отлетел глушитель. Кое-как дотянув до Суоярви, удалось отремонтироваться - на рем. базе нашлась сварка, чтобы сварить рычаг, а в магазине удалось купить часть выхлопной трубы и наставить удлинитель.
К подножью горы Воттоваара группа подъехала с опозданием на 1.5 часа от графика. К сожалению, дорогу прокатали бульдозером, и спец участок не получился. На месте предполагаемого лагеря на высоте 320 метров стоял: микроавтобус! На автобусе привезли группу коммерческих туристов. Общение с этой группой оставило крайне неприятное впечатление: насколько гостеприимны были люди в Карельских деревнях, где мы заправляли канистры питьевой водой, и сколь неприятно было общаться здесь - на нас пытались нагнать страху, обещали проблемы и, в целом, крайне недружелюбно отнеслись к другим посетителям горы Воттоваара.
Единственным свободным местом для лагеря была сильно загаженная стоянка в стороне, к тому же, без нормального подхода к воде: Кроме того, желания неприятного соседства с коммерческой группой не возникло, поэтому было принято решение спуститься ниже и встать на другом озере.
В результате, пришлось проявить фантастическое умение размещаться на ограниченных пространствах и поставить палатки бок о бок на площадке, рассчитанной максимум на пару экипажей.
Гора Воттоваара - самая высокая точка западной Карелии. Ее высота составляет 417 метров, а на вершине расположено скалистое плато, площадью 6 кв. км. В результате сейсмической активности произошло раздвигание скальных блоков и образовался естественный скальный амфитеатр.
Но главной достопримечательностью Вотоваары, конечно, являются огромные валуны поставленные на несколько более мелких камней. До сих пор ученые не пришли к единому заключению о них, то ли это рукотворные священные камни древних саамов, то ли необычное наследие ледника.
Утром, загрузившись в несколько автомобилей, мы поднялись чуть выше, чем находится лагерь, а далее совершили пеший маршрут по достопримечательностям горы Воттоваара. В процессе пешего путешествия встретили учительницу из Сортавалы, которая привезла своих учеников в поход. Общение с ней вызвало массу положительных эмоций, и мы уже все вместе направились посмотреть "Лестницу в небо", а на прощание подарили DVD диск с фильмом о предыдущем рейде.
При подготовке маршрута этого рейда я перебрал много информации о горе, но совсем немногое из нее действительно стоит хоть чего-нибудь: в большинстве своем это домыслы, догадки и слухи. Из всего, что мне удалось прочитать, внимания заслуживает лишь статья Сергея Симоняна "Мифы и реальность горы Вотто-Ваара", которую и рекомендую к прочтению для всех, кто соберется отправиться туда.
После обеда мы отправились дальше по маршруту. У подножья горы Воттовара произошла встреча с видеогруппой телекомпании НТВ, с которой мы поделились полезной информацией.
На восхитительной стоянке "ЯнгОзеро", где в 2008 году мы делали дневку, теперь стоит дом - очевидно самострой. Еще одним прекрасным местом в Карелии стало меньше:
Далее нас ожидало два спец. участка. Первый - брод через реку Кукозерка, который оказался не глубоким, поэтому больше работали на камеру. А С/У "Пизанец" мог бы оказаться весьма интересным в плане оффроада, но, увы, погода сделала свое дело, и полный привод практически не понадобился, зато удалось немного поплутать в сетке лесных дорог.
К сожалению, на оз. Пизанец мало автомобильных стоянок. Мне известно всего три. Большая была занята очередной коммерческой группой, свободной оказалась самая маленькая, но она находится практически на самой дороге, поэтому пришлось ютиться в редколесье, рядом со средней стоянкой, на которой стояли приятные туристы из Петербурга.
Озеро Пизанец - это уникальный природный ландшафтный памятник. Озеро образовалось в результате геологического разлома, и представляет собой скалистый каньон длиной 6 километров и шириной 100-200 метров, при этом практически отвесные скалы, вздымаются над водной гладью более чем на 100 метров.
Добраться до красот уникального озера можно двумя путями: наиболее распространенный среди автотуристов - подойти с южной оконечности озера и, пройдя 800 метров пешком, оказаться на краю скал. Второй способ наиболее интересен - по воде пройти 6 км. от северных стоянок на берегу озера в его южную часть и, таким образом, увидеть карельские красоты с воды, а затем подняться на скалу, чтобы уже с высоты оценить фантастический пейзаж!
Говорить о том, какие красоты удалось повидать - бесполезно. Бесполезно даже смотреть фото и видео - там просто надо побывать!
К сожалению, у доктора добавился пациент - Владислав Львов заболел отитом.
Карелия - таежный край. Леса покрывают более 55% ее территории. В северной половине резко преобладают сосняки, однако островами встречаются крупные массивы ельников. В южной половине, наоборот, при преобладании еловых насаждений, значительные площади занимают сосняки. В общей сложности на долю хвойных лесов приходится 88% покрытой лесом площади. Оставшуюся часть занимают березняки, осинники и ольшанники, которые большими или меньшими участками встречаются по всей Карелии, отдавая предпочтение южным районам.
День выдался сложным: начался со сборки байдарок, поскольку они не успели просохнуть для сборки с вечера, поэтому выезд задержался на 1.5 часа. Спустя полчаса возникли технические проблемы с машинами, которые продолжались до самого вечера. Началось с отрыва подушек РК на машине Яковлев/Львова - за 45 минут из отбойника подвески была изготовлена и установлена новая подушка. К вечеру возникла проблема с двигателем на машине Александра Обухова, а под занавес Александр Живицкий оторвал задний мост и в лагерь приехал, подвязав его веревочками.
Весь день пришлось ехать по пыльным грейдерам. Карельские грейдеры, несмотря на свое хорошее состояние очень коварны, особенно, когда идешь в пыли за машиной. Был один сложный момент: в повороте грейдер имел "обратный" профиль, и когда появилась опасность положить машину на бок, пришлось принять решение и послать машину напрямую в кювет. Все обошлось: машина уткнулась носом в кусты и самостоятельно вернулась на дорогу.
Спец. Участок "Елмозеро", который должен быть представлять разбитую лесную дорогу, практически полностью сравняли и сделали отличный лесовозный грейдер. Лишь вблизи Ондозера осталось несколько километров лесной дороги, но увы, насколько там могло бы быть весело после дождей мы могли оценить только по оставленным ранее следам других автомобилей. Поэтому, когда мы подъехали к опциональному (имелся объезд через грейдер) спец. участку "Ондозеро", практически все участники соскучились по оффроаду и имели боевой настрой, но и тут не повезло - спец. участок пришлось отменить!
В результате пешей разведки выяснилось, что дорогой не пользуются уже много лет и побережье озера заросло молодым лесом. Рубиться, конечно, можно было, и это получился бы очень интересный и увлекательный спец-участок, в котором бы был и брод и болото, и каменный триал, но время, которое пришлось бы потратить на его прохождение, очевидно, значительно превышало расчетное, а мы и так отставали от графика. Но самая важная причина отмены данного спец. участка была в отсутствии цели - рубиться несколько часов, когда параллельно идет нормальная дорога. Это было с родни тому, что если на трассе съехать в канаву и пройти путь вдоль шоссе до полярного круга, не выезжая из нее.
Добравшись до поселка ЛедмОзеро, мы не только наполнили баки бензином, но и выяснили, что параллельно проложенному по лесным дорогам маршруту идет асфальтовая дорога до Калевалы. Здесь решение было в пользу сохранения маршрута, ведь не по асфальту мы приехали путешествовать. Хотя, некоторые экипажи и протестовали против такого решения - им надоело ехать по пыльным грейдерам - но позже, даже они поменяли свое решение, когда на смену пыльному грейдеру пришла извилистая лесная дорога с красивейшими карельскими пейзажами, но это было двумя днями позже, а пока, по свеже построенному грейдеру мы двинулись дальше на север в поисках места под базовый лагерь. Поиск был не простым: все озера оказывались заболоченными. Местные подсказали место для стоянки, но, похоже, что они его используют исключительно с целью рыбной ловли. Для промежуточной стоянки - нормально, а дневки не планировалось, к тому же все уже устали, стемнело, и искать другие места не хотелось.
На самом подъезде к лагерю, у Шевроле Нивы Александра Живицкого вырывает задний мост и уже в лагерь он приезжает, зафиксировав его стропами, а в довершение ко всему оказывается, что у Михаила Воронова температура под 40! Быстро разгрузив машину, мне лишь оставалось ждать решение врача, но доктор успокоил, сообщив, что срочной госпитализации не требуется, по крайней мере, до утра...
Карельские озера славятся большим изобилием разнообразной рыбы. Это и щука, и окунь, и судак, и лосось - всех и не перечислишь. Всего в карельских озерах насчитывается около пятидесяти видов различных рыб, которые ежедневно манят сюда тысячи рыболовов.
Рыбалка в Карелии приятно поражает разнообразием. Можно ловить и с берега, и с лодки на середине озера. А еще есть возможность увлекательнейшей рыбалки - рыбалка на порогах и перекатах. Таких мест здесь в избытке. Это великолепная возможность для профессионалов проверить свои навыки, а для новичков и любителей - поучиться одному из самых азартных за счет своей стремительности видов рыбной ловли.
В связи с серьезной поломкой автомобиля Александра Живицкого было принято решение взять "резервную" дневку и заняться ремонтом автомобилей. Так или иначе, обслуживания попросили все автомобили - даже абсолютно исправным пришлось, как минимум, продувать воздушные фильтры.
Михаилу Воронову стало легче, температура спала, и решение о снятии с маршрута отложили до утра следующего дня. Эпюры нагрузок на задний мост, начерченные хоть и "на коленке", но наглядно отражали причину, по которой задний мост Шевроле-Нива решил жить своей жизнью - все дело в А-образном рычаге крепления заднего моста.
Старший повар сказал: "на обед уха!", поэтому не поймать рыбу право не имели. Все, кто не был занят на ремонте и обслуживании машин отправились на рыбалку и уха состоялась: и не только уха, была и щука по-таёжному, и запеченная в фольге. В общем, рыбный день!
Глобальные страсти разыгрались в этот день не только на кухне. Ровная площадка над лагерем была отведена под ремонтную зону. Здесь находился Ниссан-Патрол, из него сделали дизельную электростанцию мощностью 1.2 КВт, которая обеспечивала электроэнергией не только инструмент, но и множество различных мобильных устройств: зарядки сотовых телефонов и радиостанций, ноутбуков, фотоаппаратов и видеокамер! Сняв бензобак с ШевиНивы, и выпилив ревизионные отверстия в закрытых полостях кузова, удалось привинтить на место вырванный накануне задний мост.
Там же можно было наблюдать традиционную картину тянущуюся на протяжении всего маршрута, к которой все участники уже привыкли, как к виду Большой Медведицы на звездном небе - торчащие ноги Сергея Таранова из под Нивы - с ней всегда все было не слава богу: то гремит, то течет, то воняет: В общем-то не мудрено - это была самая низкая и не подготовленная машина - единственной подготовкой было наличие экспедиционного багажника. Стандартная заводская защита не закрывала ни КПП, ни редуктор переднего моста. Непонятно, чем руководствовалась команда при подготовке машины к рейду, но точно не советами бывалых, и, как результат, на машину была установлена резина, которая в диаметре меньше, чем стандартная заводская! Естественно, что такой автомобиль собрал все, что выступало на дороге, а все что собиралось - билось в узлы и агрегаты, заставляя их течь, гудеть и вонять! За что боролись, на то и напоролись, а заодно и наука руководителю - впредь будет грамотнее подходить к допуску автомобилей на старт.
Калевала - карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу легли народные эпические песни. Обработка "Калевалы" принадлежит Элиасу Лённроту (1802-1884), который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен, и сгладил некоторые неровности. На территории посёлка Калевала стоит сосна - по преданиям, именно под ней работал Лённрот.
Рассказ о самых интересных приключениях и запоминающихся приключениях этого путешествия Вы можете прочитать только на сайте автомобильного туристического клуба "Пулковский Меридиан": http://www.meridian-club.ru/node/11 (для перехода скопируйте адрес и вставьте в адресную строку вашего браузера)
Пожаловаться на отчёт Слайд-шоу Постраничный просмотр
Стоимость путешествия на человека составила 2734,7 руб., в которую вошло: питание, закупка на общие нужды котелка 15л и инвертора 220В, а так же стоимость путевки в Национальный Парк "Паанаярви". В данную сумму не включено: топливо и другие расходы, связанные с автомобилями, а так же сувениры, лицензии на лов рыбы и обеды в кафе. Расход бензина по данным БК и суммарно залитого в бак на АЗС совпал и составил 706л. Средний расход топлива по данным БК составил 23.6 Средний расход топлива по данным GPS составил 22.8 Расходы на топливо составили 4148,3 руб с человека. Организационные расходы на подготовку, оформление, создание дорожных книг, фирменной символики и др. составили 500р с экипажа+ 200р с человека. Итого: 7 208 р. с человека.
Подробный отзыв о поездке:
Хочу выразить искреннюю благодарность Вячеславу Романовичу Вербицкому за информацию, от которой я отталкивался при создании маршрута этого туристического рейда.
Если Вы думаете, что рейд - это только 16 дней путешествия, то могу сказать, что Вы ошибаетесь. Рейд начинается с подготовки маршрута, точнее даже с идеи, куда поехать, и уже на этой стадии от предстоящего путешествия начинаешь получать удовольствие. Поэтому первая глава отчета как раз рассказывает о подготовке к рейду, начиная с появления идеи о путешествии.
На границе Карелии и Мурманской области находится озеро Кукас, которое известно среди любителей активного отдыха, как одно из самых чистых и красивых озер Карелии. Множество отчетов водников, проходящих на байдарках по озеру, подкреплено тысячами фотографий, описывающих красоты данного места. Уже несколько лет я горел желанием посетить это озеро, но, к сожалению ни в один из маршрутов рейдов озеро не вписывалось, поэтому было решено создавать маршрут, отталкиваясь именно от Кукаса, а уже потом решать, что еще попадется нам на пути. В непосредственной близости к озеру находится Национальный Парк "Паанаярви", заглянуть в который так же планировалось уже не один год.
Пытаясь связать эти две северо-карельских достопримечательности в единый маршрут, я долго разглядывал карту, и мой взгляд упал на поселок с названием "Полярный Круг". Так и родилась идея отправиться к Северному Полярному Кругу, заехав по дороге и в Паанаярви и на Кукас.
В общем-то доехать до Полярно Круга особых проблем ни у кого не вызывает - сел да поехал. Даже у ГеоКешеров есть тайник рядом со стелой на трассе М-18, который называется "Фото, которое есть у всех", поэтому было решено, что ехать надо не по асфальту! И это правильно, ведь в основе путешествия лежит само путешествие, а не посещение конкретных точек или достопримечательностей, вот и образовалась идея рейда: "От Санкт-Петербурга до полярного круга минуя трассу М-18 "Кола"". Оставалось только создать маршрут соответствующий задуманной идее. В южной части особых проблем не возникало - маршрут пролегал через Приозерск и Сортавалу, далее на Суоярви, а там и через Воттоваару выходил на маршрут 2006 года, кстати, а почему бы в этот раз не заехать на Пизанец? Ладно, с Пизанцем разберемся потом, там тоже все не так просто...
Первые проблемы с составлением маршрута начинались в районе ЕлмОзера, уже в центральной Карелии. На карте было обозначено множество различных лесовозных грейдеров, но в единую дорогу они не соединялись. Было очевидно, что наверняка там есть проезд... Тогда я решил, что здесь будет навигационный спец. участок и положил графиком целых 2 дня на него! Уж за два дня мы как-нибудь проедем и отложил данный вопрос в долгий ящик.
Следующим темным пятном был перешеек между озером Ципринга и Пяозером. Это уже за Паанаярви. Было понятно, что через сам парк существует транзитная дорога. Тогда я сделал ход конем: найдя e-mail дирекции парка, просто написал им. И, о чудо, - получил ответ. Никогда не думал, что написав на найденный "черт знает где" ящик, можно получить что-то вразумительное. Ответ был положительным, мост на перешейке существовал, но проблема крылась в другом: на Кумапороге, дальше на север, находилась ГЭС, и единственным способом проезда было получение разрешения в городе Кандалакша. В дирекции парка мне сказали, что это очень муторно и даже они сами стараются не пользоваться этой дрогой. Я погрустнел, но не отступил. Три моих письма, написанных на электронную почту, найденные в справочниках, ушли вникуда; от телефонов тоже проку было мало - одни молчали, в других отвечали, что вопрос не к ним и отсылали куда-то еще, где тоже не брали трубку, либо говорили, что не по адресу, а куда надо - не знали.
Тогда я обратился к великому интернету и стал искать, вдруг кто-нибудь ходил подобным маршрутом. И, представьте себе, нашел! Два отчета велосипедистов: в одном рассказывалось о том, как их пропустил охранник через ГЭС, а в другом, на мое счастье, описывалась подробная схема получения разрешения на проезд. Позвонив по указанному телефону, получил подробную инструкцию - "что", "как" и "куда". А когда они все получат, то отнесут "главному" и он будет думать. Поскольку требования были весьма строгими - паспортные данные, прописки и т.п. - я решил, что нужно заручиться поддержкой ТССР и попросить написать официальное письмо - тогда точно пропустят!
В процессе поиска отчетов по северной части, удалось решить и центральную - был найден отчет мотоциклистов, который рассказывал о движении по лесным дорогам в районе Елмозера. Написав автору, я получил не только подробный рассказ о интересующем месте, но и полный трек!
Кажется, все складывалось, не хватало только какой-нибудь заманухи в стиле прошлогодней Руйги, и она, конечно же, нашлась! В отчете велосипедистов упоминается зимник, идущий в сторону Кукаса с западной стороны от озера, позже об этом же зимнике я прочитал и в отчете водников, которые делают волок в Кукас. В обоих отчетах были так же и фотографии, по которым можно было судить о реальности проезда по нему на машинах туристического класса. А затем, когда я сменил крупномасштабный военный атлас Карелии на мелкий, но зато более свежий, этот зимник я увидел и на карте. Последним штрихом был Google-Earth. Сомнений не было - дорога существует, а раз так, то что мешает нам по ней проехать? Ну, или хотя бы попробовать проехать!
Вообще-то нормальная (в нашем понимании) автомобильная дорога существует, и подходит она к озеру с востока, собственно от трассы М-18. С точки зрения оффроада, особого интереса не представляет - по ней легко проходит стандартная нива, но ее протяженность - 60 километров, которые проходятся в среднем, по отчетам различных путешественников, за 8 часов - считай день туда и день обратно - получается весьма не слабая радиалка! В общем, решено было исследовать новые пути, а известные оставить про запас!
Маршрут был готов и пришло время объявить начало сбора команды. Если в 2009 году в рейд поехали все, кто захотел, то в этом количество зарегистрировавшихся быстро превысило в 2 раза расчетное количество экипажей, поэтому предварительную регистрацию пришлось быстро закрыть. Как обычно, приоритет имели те, кто уже участвовал в других рейдах и экспедиции, но и место для новичков вроде еще оставалось. Конечно по опыту 2009 года - 8 машин это оптимальный максимум, я поставил себе планку - 10 экипажей. Заявки были приняты у 11!
Теперь о новичках: быстро и качественно вписался Таежник, подкупив своей пунктуальностью, опытом нахождения в автономных путешествиях и своей активностью. Так же, активность проявил экипаж из подмосковного города Ступино, который уже в 2009 году интересовался, но не смог поехать. Если Петербургские экипажи я хоть как-то мог контролировать, то иногородние - нет. В результате, буквально за неделю до старта, когда и маршрутная книжка и разрешения на проезд были уже оформлены, я узнал, что они по-тихому слились! Так же по-тихому слился и Денис на Фронтере, но здесь удалось отследить: из-за отсутствия активности в подготовке к рейду. Ну, и последним кто слился, был третий автомобиль москвичей - Форд Експлорер, но об этом я узнал уже в первом лагере - ребята не успели подготовить машину, но, несмотря на это, они не отступили, отказавшись от части снаряжения, загрузились в две другие московские машины и отправились в путешествие!
Вернемся к Пизанцу. Озеро представляет собой геологический разлом длиной 6 км, туристические стоянки есть только в северной части озера, а все самое интересное - в южной. Первоначально был план поступить как большинство автотуристов - подойти с южной стороны на сколько позволят машины, а дальше - пешком, но с появлением в нашей команде Таежника появилась другая идея - взять байдарки и совершить водную прогулку как по Пизанцу так и по Кукасу. Таежник собирался ехать один, на длинном Ниссан Патруль, куда легко загружались разобранные байдарки.
Итак, наш командный состав выглядел следующим образом:
УАЗ Патриот Александра Обухова (мой то бишь), на 32" А/Т, со слабой (6000 lba) электролебедкой.
Шевроле Нива Александра Живицкого (Zhiv), резина стандартная 215/75/15, хоть и Мудовая (M/T), но конкретно покушанная. Сама машина была задрана по самое не хочу, сзади обваренный мост, и, как выяснилось перед самым выездом, А-образный, будь он не ладен, рычаг. Днище прикрывал сплошной лист АМГ.
213 Нива Михаила Воронова (Ranger). Слегка лифтованная, на зимней 235/75/15. Раздатка защищена подрамником.
213 Нива Александры Бачалдиной (Хаха). Подготовки тут не было, была только антиподготовка - перед самым выездом, несмотря на мои отговоры, на машину были вклячены мудовые Кордианты, размерностью 205/70/15.
Крокодил 31 Нива Игоря Покровского (Mika Kostramskoy). По степени подготовки аналогична Шевику Живицкого.
Ниссан-Партол Михаила Андросова (Таежник), из подготовки можно с натяжкой назвать только 33ю А/Т резину (вроде бы это штатный размер для Патруля), но ему и этого достаточно, хотя я почти уверен, что через год мы этот автомобиль не узнаем. Вообще строительство автомобилей, а точнее их монстряченье - это тема для отдельной статьи, которую я обязательно напишу по результатам этого рейда...
Всеми любимый Ужазик - УАЗ 31514, который с прошлого года сменил стальную крышу на тент, обварился каркасом безопасности, обрел 31"ые Муды и бензобак на 130 литров во весь багажник
Шеви-Нива Владимира Коляда тоже обзавелась Мудами 235/75/15, для чего её слегка лифтанули. Что там с защитой - не знаю, в прошлом году был Шериф и его постоянно рихтовали, в этом все было спокойно.
Паанаярви... Мое общение с дирекцией парка началось в декабре, сначала мы беседовали про возможность проезда, но когда в феврале зашла речь о том, чтобы группа остановилась на один день в парке, мне было сказано, что это проблематично, в связи с большим количеством туристов. Насколько я понял, туда приезжают надолго, и группа, которая займет 25% мест от общего количества всего на 2 ночи, просто лишние головные боли. Тогда встал разговор о размещении в палатках, на что мне был ответ, что такое количество машин и палаток разместить негде. Сейчас с уверенностью могу сказать, что это бред - наша группа легко разместилась бы на любой одной из площадок, которые мы видели за время нашего пребывания в парке. А когда настал черед бронирования, и вовсе сказали, что все места забронированы! Пришлось пойти другим путем - запросить разрешение на транзит, в этом они отказать не имеют права и не отказали, а когда разрешение было получено, уже договорился, что мы заодно посмотрим достопримечательности в течении одного дня, без остановки в парке. Тут тоже отказа не последовало - денег-то все хотят, а тут никаких хлопот и 5 тысяч в кармане. Таким образом, у нас в графике образовался еще один лишний день. "Ну и ладно" - подумал я - "сделаем сдвоенную дневку на Кукасе!"
Теперь про ТССР. Маршрутную книжку я отправил в Москву в центральную МКК почтой за 1.5 месяца до старта. Книжка мне вернулась за несколько дней до старта - они ее даже с почты забрать не удосужились. Письмо на ГЭС с просьбой о транизите я вообще не увидел, хотя на мою просьбу подписать письма, мне ответили, цитирую: "Без проблем". С наступлением июля, я активно начал чесаться самостоятельно: было направлено письмо в дирекцию по факсу, как было описано у велосипедистов. Ответ мне обещали скинуть на факс, но спустя неделю ответа не последовало. Я снова позвонил в Кандалакшу, меня отправили общаться с Главным (вроде бы инженером, но могу и ошибаться). Ну, думаю, не получим мы разрешение, ан нет: Общение с "Главным" оказалось весьма приятным, он сказал, что давно подписал разрешение, но почему оно до нас не дошло - непонятно. Чтобы не было проблем, я сбросил заново заявку и спустя 10 минут получил ее назад с подписью.
Ура, все бумаги получены, можно ехать. Фиг с ним, с ТССРом, в конце концов, не ради Чемпионата едем, а ради себя! Но не тут-то было - в Карелии вводят ЧС в связи с пожарами и ограничивают въезд в леса.
За неделю до старта я капитально наседаю на руководителя Петергофского Клуба Туристов Александра Капитонова, имеющего некое влияние на ТССР и, благодаря исключительно его усилиям, за что отдельная благодарность, маршрутная книжка перед стартом была у нас на руках! Книжкой это, правда, назвать было тяжело - это был набор листочков, которые постоянно пытались разлететься. Ну да ладно, цель достигнута - мы спортивные туристы, проходящие маршрут, а не просто туристы, которые не гасят за собой костров. Ради справедливости надо сказать, что проблем со въездом в лес у нас не возникло, маршрутная книжка доставалась лишь дважды, но в обоих случаях очевидно было, что кардинально она ничего не решила - нас и так принимали тепло везде, ну или почти везде, но там я, думаю, и на маршрутную книжку было бы наплевать, но об этом позже, пора переходить к повествованию непосредственно о рейде...
Карта Карелии - это сочетание двух цветов: зеленого и голубого - земля бескрайних лесов, зеркальных озер, рек и водопадов. Природа этого края вызывает искреннее восхищение, превращая Карелию в идеальное место, чтобы восстановить душевное равновесие и обрести внутреннюю гармонию, наслаждаясь величественной природой и впитывая культуру этой самобытной земли.
(Здесь и далее курсивом выделена обзорная информация, взятая из открытых источников, представленная для читателей с целью расширения кругозора и не относящаяся непосредственно к прохождению группой данного маршрута.)
Впервые, наш рейд отправлялся не по Мурманскому шоссе, а в Приозерском направлении. Точкой старта был выбран комплекс "Мега-Икеа" на Парнасе и, надо сказать, весьма удачно. Вот уже много лет дождь становится традиционным спутником в день отъезда, этот год не стал исключением, но на этот раз мы спаслись от непогоды на крытой парковке комплекса.
Опять же впервые, нашу группу приехали проводить. Среди провожающих был руководитель Петергофского клуба туристов Александр Капитонов, который привез нам на старт нашу долгожданную маршрутную книжку, за что ему отдельное спасибо; главный редактор портала Водитель Петербурга и глава Петербургского Клуба Автопутешествеников в одном лице - Алексей Игнаткович. Он одарил участников рекламными наклейками и одним единственным экземпляром на всю группу журнала "Водитель Петербурга". Здесь надо сказать, что по договоренности с Алексеем мы, при наличии связи, должны были направлять ему наши краткие отчеты с фотографиями, по мере продвижения, а он, в свою очередь, - информировать общественность (в первую очередь друзей и родственников участников рейда) по средствам размещения информации на сайте "Водитель Петербурга".
Так же были и другие провожающие, но я, к сожалению, не знаю кто это был. В 11.30 я отправляю СМС в Центральную Маршрутно-Квалификационную Комиссию и с этого момента мы на МАРШРУТЕ!
+17° С за бортом, после изнуряющей более чем 30ти градусной жары - удивительный подарок природы участникам. Задержек в пути первого дня не было. Обед под Лахденпохьей сопровождался купанием любителей водных процедур, остальные же переодевались и утеплялись.
На первый спец. участок вышли с опережением графика на 2 часа и: без москвичей.
По плану, встреча с московской группой должна была произойти перед спец. участком, но на точке встречи их не оказалось, на сотовые телефоны тоже не отвечали: как потом позже выяснилось, они в это время проходили "темную территорию" - границу Ленинградской и Вологодской областей. Поинтересовавшись в магазине на точке встречи, а не проезжали ли здесь "наши" - получили отрицательный ответ. Пришло время принимать первое Решение и оно оказалось таковым - стартуем на С/У не дожидаясь московской группы: ждать смысла не было, так как неизвестно, где они находились, кроме того у них были координаты GPS лагеря, С/У особых проблем не должен был представлять, да и основные "засадные" места находились практически у самого лагеря.
Во время прохождения C/У прозвонились москвичи и стало понятно, что догнать группу они смогут только ночью. По плану, спец. участок планировался разминочным, но, благодаря засушливому лету, разминка оказалась второй по степени сложности - все остальное просто высохло и не представляло труда. Ненапряжно порезвившись на С/У - некоторым удалось посидеть и даже расчехлить лебедку, хотя это было не столь необходимо, - мы добрались до первого лагеря. Несмотря на пессимистичные прогнозы некоторых, места для размещения хватило всем, даже, более того, это была далеко не самая маленькая по размерам стоянка.
GSM-связь на полуострове - это как анекдот про суслика, только наоборот: показывает что есть, а на самом деле, ее нет. Ни позвонить, ни СМС отправить, ни, тем более, в интернет залезть, поэтому после написания краткого отчета дня, я направился молиться GSM-Богам, неся ноутбук перед собой как икону и ожидая, когда же, наконец, заветная лампочка замигает. 12 минут с вытянутой рукой на вершине какого-то холма вблизи лагеря и отчет отправлен.
Вечер был посвящен празднованию дня рождения Александра Живицкого, ну и, заодно, начала рейда. В 3 часа ночи, когда значительная часть участников уже разбрелась по палаткам, вдруг заговорила рация - это московские экипажи на жуткой измене носились по полуострову и никак не могли разобраться с моими GPS данными. А все было очень просто, незаметная отворотка в лес не была отмечена отдельной точкой, а если судить по навигации, то на этом перекрестке надо было ехать прямо, к следующей маршрутной точке, до которой они добраться и не могли, проходя в сотне метров сбоку и утыкаясь в тупик. Вот такой вот оказался подвох, и лишь только Александр Живицкий, который, собственно говоря, и был автором данного С/У, найдя и прокатав какое-то подобие дороги на мыс в 2008 году, по рации направил московские экипажи по правильному пути!
Озеро Импилампи - находится на острове Импиниеми ("импи" по-фински означает "нетронутый", "девственный"), который соединяется с полуостровом Хунукка тоненьким скалистым перешейком шириной в несколько десятков метров. Само озеро представляет собой огромную впадину в скальном массиве, заполненную чистейшей водой. Озеро не имеет ни впадающих, ни истекающих рек и ручьев и питается исключительно за счет притока дождевой воды, а переизбыток воды выливается через край прямо в Ладожское озеро, уровень воды в котором на 5 метров ниже.
На самом краю острова находятся нагромождения скал, высотой почти 62 метра. Оттуда открывается поистине потрясающая панорамная красота Ладожских Шхер. В хорошую погоду можно увидеть даже Валаам.
В скальном массиве острова сохранились остатки финских береговых укреплений - небольшая система окопов. Так же здесь можно увидеть как раньше добывали гранит вручную, без техники.
Начинать рейд с дневки уже добрая традиция, но за последний год я слышал несколько отзывов бывалых туристов, что это не правильно и дневки надо делать, когда люди начнут уставать от путешествия. Честно говоря, я так и не смог понять, почему люди должны уставать, ведь для всех нас, которые провели целый год, работая в душном городе, рейд - это, в первую очередь, отдых, и начать путешествие нужно именно с отдыха. По моему личному опыту могу сказать, что неделя перед стартом рейда - всегда очень тяжелая и напряженная: с одной стороны, надо доделать все хвосты и подготовиться к уходу в отпуск на работе, с другой стороны, сборы в длительное путешествие, и с третей стороны - машина, которую необходимо подготовить к этому путешествию. И ведь, как обычно, не хватает одного дня! Поэтому собранные в спешке вещи загружены как попало, а какая-нибудь деталюшка, прикрученная в ночь перед стартом, оказывается либо за что-то цепляет, либо не с той стороны прикручена!
В общем, на первой дневке всегда есть чем заняться, и тут не только укладывание вещей в и на багажнике, но и целая куча вопросов, которая касается группы в целом - продукты, посуда, оборудование, питьевая вода и т.п. и т.д. Во всем этом надо навести железный порядок, иначе бардак в этих областях может привести к большим потерям во времени!
Итак, на этой дневке Александр Живицкий устанавливал антенну для радиостанции, которую не успел установить перед рейдом, а Михаил Воронов переустанавливал антенну, которую он не правильно установил перед рейдом. Ноги Сергея Таранова торчали то из машины, то под машиной - он прикручивал гайку хвостовика КПП, которая, не выдержав первый карельский грейдер, раскрутилась. Мне пришлось навести порядок на крыше - всё тяжелое переехало ближе к носу, поскольку машина имела сильный дифферент на корму. Так же производились ремонтно-наладочные работы с Ужазиком. Оптимизацией багажа и внутреннего пространства автомобилей занимались абсолютно все участники.
Вечером все дружно отправились в пешую прогулку: обогнув озеро, поднялись на вершину полуострова Импенеми, с которой открывается поистине потрясающая панорама Ладожских шхер. Затем спустились к Ладоге, где встретили редкого обитателя этого озера - нерпу.
Холодная погода сменилась отличным летним солнцем, а небольшой ветерок создавал комфорт в тени. Все вдоволь накупались в озере, ныряя прямо со скалистого берега!
К сожалению, первая дневка принесла первую серьезную травму, которая чуть не стала причиной схода с маршрута - Михаил Воронов во время купания поранил ногу (Рваная рана пятки). Ему была оказана квалифицированная медицинская помощь врачом рейда Арутюновым Александром.
Водопад Кулисмайоки - самый высокий водопад северного приладожья, его высота 19 метров.
На самом деле, Кулисмайоки - это река, на которой расположен этот водопад, настоящее же название Юканкоски. В народе так же можно услышать название Белые Столбы, которое пошло от того, что низвергающаяся вода делится на потоки, образуя, таким образом, символическую колоннаду, и, лишь в период "высокой воды" они сливаются в единый поток, образуя мощный водопад, который оставляет куда более сильные впечатления, чем всем известный Кивач.
День начался с режимного подъема в 8 утра. Первым из лагеря стартовал Александр Живицкий: ему было поручено важное задание - найти в Питкяранте аптеку и купить некоторые специфические лекарства, которые могли бы понадобится травмированному Ranger'у в случае развития воспаления раны.
С опозданием на 15 минут от графика остальная группа покинула первый лагерь. Перемешавшись с группой велосипедистов, довольно быстро и без особых проблем преодолели спец. участок в обратном направлении; затем был заезд на АЗС перед Питкярантой и на водопад Юканкоски. Благодаря отсутствию дождей, вода в реке Кулисмайоки стала "низкой" и водопад предстал перед участниками в виде белых столбов - малыми потоками вода низвергалась с высоты прямо на головы участников, которые, конечно же, искупались. Купание получилось несколько экстремальным, температура воды в водопаде оказалась 18 градусов, при температуре воздуха в тени более 31 град.
Затем был долгий перегон по карельским грейдерам. В процессе перегона выявились очередные слабые места в автомобилях - у Шеви-Нивы Александра Живицкого лопнуло модернизированное крепление заднего моста (А-Образный рычаг), а у машины Покровских отлетел глушитель. Кое-как дотянув до Суоярви, удалось отремонтироваться - на рем. базе нашлась сварка, чтобы сварить рычаг, а в магазине удалось купить часть выхлопной трубы и наставить удлинитель.
К подножью горы Воттоваара группа подъехала с опозданием на 1.5 часа от графика. К сожалению, дорогу прокатали бульдозером, и спец участок не получился. На месте предполагаемого лагеря на высоте 320 метров стоял: микроавтобус! На автобусе привезли группу коммерческих туристов. Общение с этой группой оставило крайне неприятное впечатление: насколько гостеприимны были люди в Карельских деревнях, где мы заправляли канистры питьевой водой, и сколь неприятно было общаться здесь - на нас пытались нагнать страху, обещали проблемы и, в целом, крайне недружелюбно отнеслись к другим посетителям горы Воттоваара.
Единственным свободным местом для лагеря была сильно загаженная стоянка в стороне, к тому же, без нормального подхода к воде: Кроме того, желания неприятного соседства с коммерческой группой не возникло, поэтому было принято решение спуститься ниже и встать на другом озере.
В результате, пришлось проявить фантастическое умение размещаться на ограниченных пространствах и поставить палатки бок о бок на площадке, рассчитанной максимум на пару экипажей.
Гора Воттоваара - самая высокая точка западной Карелии. Ее высота составляет 417 метров, а на вершине расположено скалистое плато, площадью 6 кв. км. В результате сейсмической активности произошло раздвигание скальных блоков и образовался естественный скальный амфитеатр.
Но главной достопримечательностью Вотоваары, конечно, являются огромные валуны поставленные на несколько более мелких камней. До сих пор ученые не пришли к единому заключению о них, то ли это рукотворные священные камни древних саамов, то ли необычное наследие ледника.
Утром, загрузившись в несколько автомобилей, мы поднялись чуть выше, чем находится лагерь, а далее совершили пеший маршрут по достопримечательностям горы Воттоваара. В процессе пешего путешествия встретили учительницу из Сортавалы, которая привезла своих учеников в поход. Общение с ней вызвало массу положительных эмоций, и мы уже все вместе направились посмотреть "Лестницу в небо", а на прощание подарили DVD диск с фильмом о предыдущем рейде.
При подготовке маршрута этого рейда я перебрал много информации о горе, но совсем немногое из нее действительно стоит хоть чего-нибудь: в большинстве своем это домыслы, догадки и слухи. Из всего, что мне удалось прочитать, внимания заслуживает лишь статья Сергея Симоняна "Мифы и реальность горы Вотто-Ваара", которую и рекомендую к прочтению для всех, кто соберется отправиться туда.
После обеда мы отправились дальше по маршруту. У подножья горы Воттовара произошла встреча с видеогруппой телекомпании НТВ, с которой мы поделились полезной информацией.
На восхитительной стоянке "ЯнгОзеро", где в 2008 году мы делали дневку, теперь стоит дом - очевидно самострой. Еще одним прекрасным местом в Карелии стало меньше:
Далее нас ожидало два спец. участка. Первый - брод через реку Кукозерка, который оказался не глубоким, поэтому больше работали на камеру. А С/У "Пизанец" мог бы оказаться весьма интересным в плане оффроада, но, увы, погода сделала свое дело, и полный привод практически не понадобился, зато удалось немного поплутать в сетке лесных дорог.
К сожалению, на оз. Пизанец мало автомобильных стоянок. Мне известно всего три. Большая была занята очередной коммерческой группой, свободной оказалась самая маленькая, но она находится практически на самой дороге, поэтому пришлось ютиться в редколесье, рядом со средней стоянкой, на которой стояли приятные туристы из Петербурга.
Озеро Пизанец - это уникальный природный ландшафтный памятник. Озеро образовалось в результате геологического разлома, и представляет собой скалистый каньон длиной 6 километров и шириной 100-200 метров, при этом практически отвесные скалы, вздымаются над водной гладью более чем на 100 метров.
Добраться до красот уникального озера можно двумя путями: наиболее распространенный среди автотуристов - подойти с южной оконечности озера и, пройдя 800 метров пешком, оказаться на краю скал. Второй способ наиболее интересен - по воде пройти 6 км. от северных стоянок на берегу озера в его южную часть и, таким образом, увидеть карельские красоты с воды, а затем подняться на скалу, чтобы уже с высоты оценить фантастический пейзаж!
Говорить о том, какие красоты удалось повидать - бесполезно. Бесполезно даже смотреть фото и видео - там просто надо побывать!
К сожалению, у доктора добавился пациент - Владислав Львов заболел отитом.
Карелия - таежный край. Леса покрывают более 55% ее территории. В северной половине резко преобладают сосняки, однако островами встречаются крупные массивы ельников. В южной половине, наоборот, при преобладании еловых насаждений, значительные площади занимают сосняки. В общей сложности на долю хвойных лесов приходится 88% покрытой лесом площади. Оставшуюся часть занимают березняки, осинники и ольшанники, которые большими или меньшими участками встречаются по всей Карелии, отдавая предпочтение южным районам.
День выдался сложным: начался со сборки байдарок, поскольку они не успели просохнуть для сборки с вечера, поэтому выезд задержался на 1.5 часа. Спустя полчаса возникли технические проблемы с машинами, которые продолжались до самого вечера. Началось с отрыва подушек РК на машине Яковлев/Львова - за 45 минут из отбойника подвески была изготовлена и установлена новая подушка. К вечеру возникла проблема с двигателем на машине Александра Обухова, а под занавес Александр Живицкий оторвал задний мост и в лагерь приехал, подвязав его веревочками.
Весь день пришлось ехать по пыльным грейдерам. Карельские грейдеры, несмотря на свое хорошее состояние очень коварны, особенно, когда идешь в пыли за машиной. Был один сложный момент: в повороте грейдер имел "обратный" профиль, и когда появилась опасность положить машину на бок, пришлось принять решение и послать машину напрямую в кювет. Все обошлось: машина уткнулась носом в кусты и самостоятельно вернулась на дорогу.
Спец. Участок "Елмозеро", который должен быть представлять разбитую лесную дорогу, практически полностью сравняли и сделали отличный лесовозный грейдер. Лишь вблизи Ондозера осталось несколько километров лесной дороги, но увы, насколько там могло бы быть весело после дождей мы могли оценить только по оставленным ранее следам других автомобилей. Поэтому, когда мы подъехали к опциональному (имелся объезд через грейдер) спец. участку "Ондозеро", практически все участники соскучились по оффроаду и имели боевой настрой, но и тут не повезло - спец. участок пришлось отменить!
В результате пешей разведки выяснилось, что дорогой не пользуются уже много лет и побережье озера заросло молодым лесом. Рубиться, конечно, можно было, и это получился бы очень интересный и увлекательный спец-участок, в котором бы был и брод и болото, и каменный триал, но время, которое пришлось бы потратить на его прохождение, очевидно, значительно превышало расчетное, а мы и так отставали от графика. Но самая важная причина отмены данного спец. участка была в отсутствии цели - рубиться несколько часов, когда параллельно идет нормальная дорога. Это было с родни тому, что если на трассе съехать в канаву и пройти путь вдоль шоссе до полярного круга, не выезжая из нее.
Добравшись до поселка ЛедмОзеро, мы не только наполнили баки бензином, но и выяснили, что параллельно проложенному по лесным дорогам маршруту идет асфальтовая дорога до Калевалы. Здесь решение было в пользу сохранения маршрута, ведь не по асфальту мы приехали путешествовать. Хотя, некоторые экипажи и протестовали против такого решения - им надоело ехать по пыльным грейдерам - но позже, даже они поменяли свое решение, когда на смену пыльному грейдеру пришла извилистая лесная дорога с красивейшими карельскими пейзажами, но это было двумя днями позже, а пока, по свеже построенному грейдеру мы двинулись дальше на север в поисках места под базовый лагерь. Поиск был не простым: все озера оказывались заболоченными. Местные подсказали место для стоянки, но, похоже, что они его используют исключительно с целью рыбной ловли. Для промежуточной стоянки - нормально, а дневки не планировалось, к тому же все уже устали, стемнело, и искать другие места не хотелось.
На самом подъезде к лагерю, у Шевроле Нивы Александра Живицкого вырывает задний мост и уже в лагерь он приезжает, зафиксировав его стропами, а в довершение ко всему оказывается, что у Михаила Воронова температура под 40! Быстро разгрузив машину, мне лишь оставалось ждать решение врача, но доктор успокоил, сообщив, что срочной госпитализации не требуется, по крайней мере, до утра...
Карельские озера славятся большим изобилием разнообразной рыбы. Это и щука, и окунь, и судак, и лосось - всех и не перечислишь. Всего в карельских озерах насчитывается около пятидесяти видов различных рыб, которые ежедневно манят сюда тысячи рыболовов.
Рыбалка в Карелии приятно поражает разнообразием. Можно ловить и с берега, и с лодки на середине озера. А еще есть возможность увлекательнейшей рыбалки - рыбалка на порогах и перекатах. Таких мест здесь в избытке. Это великолепная возможность для профессионалов проверить свои навыки, а для новичков и любителей - поучиться одному из самых азартных за счет своей стремительности видов рыбной ловли.
В связи с серьезной поломкой автомобиля Александра Живицкого было принято решение взять "резервную" дневку и заняться ремонтом автомобилей. Так или иначе, обслуживания попросили все автомобили - даже абсолютно исправным пришлось, как минимум, продувать воздушные фильтры.
Михаилу Воронову стало легче, температура спала, и решение о снятии с маршрута отложили до утра следующего дня. Эпюры нагрузок на задний мост, начерченные хоть и "на коленке", но наглядно отражали причину, по которой задний мост Шевроле-Нива решил жить своей жизнью - все дело в А-образном рычаге крепления заднего моста.
Старший повар сказал: "на обед уха!", поэтому не поймать рыбу право не имели. Все, кто не был занят на ремонте и обслуживании машин отправились на рыбалку и уха состоялась: и не только уха, была и щука по-таёжному, и запеченная в фольге. В общем, рыбный день!
Глобальные страсти разыгрались в этот день не только на кухне. Ровная площадка над лагерем была отведена под ремонтную зону. Здесь находился Ниссан-Патрол, из него сделали дизельную электростанцию мощностью 1.2 КВт, которая обеспечивала электроэнергией не только инструмент, но и множество различных мобильных устройств: зарядки сотовых телефонов и радиостанций, ноутбуков, фотоаппаратов и видеокамер! Сняв бензобак с ШевиНивы, и выпилив ревизионные отверстия в закрытых полостях кузова, удалось привинтить на место вырванный накануне задний мост.
Там же можно было наблюдать традиционную картину тянущуюся на протяжении всего маршрута, к которой все участники уже привыкли, как к виду Большой Медведицы на звездном небе - торчащие ноги Сергея Таранова из под Нивы - с ней всегда все было не слава богу: то гремит, то течет, то воняет: В общем-то не мудрено - это была самая низкая и не подготовленная машина - единственной подготовкой было наличие экспедиционного багажника. Стандартная заводская защита не закрывала ни КПП, ни редуктор переднего моста. Непонятно, чем руководствовалась команда при подготовке машины к рейду, но точно не советами бывалых, и, как результат, на машину была установлена резина, которая в диаметре меньше, чем стандартная заводская! Естественно, что такой автомобиль собрал все, что выступало на дороге, а все что собиралось - билось в узлы и агрегаты, заставляя их течь, гудеть и вонять! За что боролись, на то и напоролись, а заодно и наука руководителю - впредь будет грамотнее подходить к допуску автомобилей на старт.
Калевала - карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу легли народные эпические песни. Обработка "Калевалы" принадлежит Элиасу Лённроту (1802-1884), который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен, и сгладил некоторые неровности. На территории посёлка Калевала стоит сосна - по преданиям, именно под ней работал Лённрот.
Рассказ о самых интересных приключениях и запоминающихся приключениях этого путешествия Вы можете прочитать только на сайте автомобильного туристического клуба "Пулковский Меридиан": http://www.meridian-club.ru/node/11 (для перехода скопируйте адрес и вставьте в адресную строку вашего браузера)
Пожаловаться на отчёт Слайд-шоу Постраничный просмотр
Дневка на второй день путешествия - отличный повод для реализации того, на что не хватило совсем немного времени перед стартом Регион Карелия Россия |
Руководитель съемочной группы, один из операторов и режиссер фильма Ольга Губина. Город Гимолы Карелия Россия |
Зачастую машину впереди или позади можно различить только благодаря включенной "люстре" Регион Карелия Россия |
Молодцы. Зачёт. 5 баллов.
Хочу так же. Только что бы машинка не ломалась