Железные дороги и поезда в бывшей Югославии. Часть 2. Железные дороги Черногории. Montenegro.
Пользователь nikson1967 » Отчеты и рассказы » Железные дороги и поезда в бывшей Югославии. Часть 2. Железные дороги Черногории
Подробный отзыв о поездке:
В 2009 (осенью), 2010 (летом) и 2011 (осенью) годах я совершил три самостоятельных, хотя и не очень продолжительных путешествия, в том числе, либо преимущественно, по странам бывшей Югославии. При этом, естественно, пользовался железными дорогами. Получилось так, что в каждой стране я хоть немного, но передвигался этим достаточно популярным видом транспорта. Есть много схожих черт, но есть и определенные различия. И еще: рассказ субъективен, основан, прежде всего, на личных впечатлениях, и в небольшой степени на сведениях, заимствованных из других источников, в том числе с официальных сайтов железных дорог.
Черногория, где я был, хотя и очень недолго (но не против вернуться еще раз), в июле 2010 года (ну и жара же тогда стояла), разветвленной сетью железных дорог не отличается. По сути, железная дорога там всего одна, которая ведет из Бара (на побережье) в сербскую столицу Белград, через Подгорицу (столицу Черногории) и Бяло-Поле. Есть также грузовые ветки Подгорица-Никшич (пассажирское движение прекращено в 1992 году, сейчас дорога активно реконструируется и электрифицируется) и Подгорица-Шкодер (Албания), где пассажирского движения тоже нет.
Общая протяжённость железнодорожной сети составляет около 250 км (в том числе 162 км электрифицировано). Ширина колеи - стандартная европейская (1435 мм). Отличительной чертой сети железных дорог Черногории является большое количество туннелей (121 туннель, общей протяжённостью почти 58 км).
Местами дорога проложена на высоте 800 метров. Поезд иногда идет по краю обрыва на довольно жуткой высоте (сотни метров), но со скоростью не больше 20 км/час. Впечатлительным и боящимся высоты по этой железной дороге ездить не рекомендуется (хотя, привыкнуть можно ко всему).
Вокзалы в Подгорице и Баре построены при строительстве дороги по Черногории к Адриатическому морю в 60–70-е годы 20 века. Проделав титанический труд, проложив высоко в горах линию через 100 с лишним тоннелей только по территории Черногории, строители вокзалам значения не придали. Они и сейчас представляют собой безликие стеклобетонные прямоугольные коробки белого цвета, причем изрядно потертые.
Железные дороги Черногории управляются компанией «Жељезница Црне Горе / Željeznica Crne Gore» (ŽICG), но до сих пор, по мнению некоторых специалистов, как совершенно самостоятельные от сербских их воспринимать нельзя.
Официальный сайт - http://www.zicg.me. Есть еще что-то типа пассажирского сайта - http://www.zcg-prevoz.me. Но он еще, надо полагать в разработке (открываются в основном новости). Поэтому для планирования маршрута лучше всего воспользоваться сайтом сербских железных дорог: http://www.zeleznicesrbije.com либо http://w3.srbrail.rs/zsredvoznje/?lang=en (английская версия расписания, впрочем, и на сербском все вполне понятно).
Из Бара в Белград ежедневно летом отправляются 3 поезда (несколько лет назад их было 4) – 1 утром (09.00) и 2 вечером (19.00 и 20.00). На одном (утреннем) можно возить автомобили на специальной платформе от Подгорицы. Время в пути – около 11 часов. Поезда часто опаздывают, но не «принципиально» (до одного часа). Из Белграда – аналогично 3 поезда (в 09.10, 20.10 и 21.10). В осенне-зимний период (с середины сентября) курсируют только две пары поездов – утром и вечером.
Из Бара летом также ходит поезд до Суботицы (это недалеко от сербско-венгерской границы) без заезда в Белград. Летом раньше (не знаю, как сейчас) был еще еженедельный поезд из Бара до Москвы.
Опыт показал, что на линии Бар-Подгорица-Бяло Поле курсируют и местные, т.е. «чисто черногорские» поезда. Между Подгорицей и Баром – таковых 4-5 пар в сутки. Время в пути – чуть больше часа. Но информации о графиках их движения в настоящее время ни на одном сайте найти не удалось.
Стоимость проезда – невелика и в основном «привязана» к сербским железным дорогам (только исчисляется в евро). Например, летом 2012 года переезд Бар-Белград стоил: в 6-местном «кушеточном» купе – около 7 евро, в 2-местном купе («постеля», но не «салон») – 24 евро.
Всего официально имеется четыре вида поездов: «експресни» (экспресс), «пословиц» (скорый) (мне не встречался вообще), «брзи» (скоростной) и «путницки» (пассажирский) – последние два вида наиболее распространены. Цены на разные категории поездов разные, но билеты в целом недорогие. За «брзи» - доплата около 1 евро. В ночных поездах до Белграда – в основном купейные (спальные) вагоны, сидячих, таких как в поездах «Евронайт» в Европе – мало, но они есть. Багаж до установленного лимита (50 кг) не оплачивается. В сезон количество поездов увеличивается. На проходящий поезд летом приобрести билет достаточно сложно, поэтому стоит резервировать места заранее (впрочем, как показала практика, купить билет можно, причем без особых проблем).
В большинстве поездов есть купе для некурящих. Но курят в Черногории (не только в поездах) нещадно, даже официальные лица (лично видел курящего в коридоре таможенника). Иногда прямо в купе (и согласия, бывает, не спрашивают), но чаще – выходят в коридор, реже – в тамбур, окошко открывают и дымят. Однако, никто не протестует. Культура, видимо, такая.
Проездные «Inter-Rail» и «Еuro-Rail» пока в Черногории не действуют. Вокзалы Подгорицы и Бара имеют камеры хранения багажа, для получения которого необходимо предъявлять паспорт.
Мое знакомство с черногорскими ж/д летом 2010 года началось с местного поезда в Подгорице. Я ехал в Бар. Расцветка, честно говоря, была не слишком понятной. Тягловая сила – довольно старенький электровоз. Сам поезд был из трех вагонов, один из которых – вроде как 1 класса. Но на это никто особо не обращал внимания, особенно, когда перед Баром он существенно, несмотря на дневное время, наполнился. Билет купил за скромную сумму (дешевле, чем на автобусе, которые ездят через платный тоннель). Проверил кондуктор, скользнув взглядом, один раз и потом прекратил обращать на меня внимание. Было грязновато, все окна открыты (жара) и многие курили. Скорость была совсем небольшой, но вагоны дребезжали изрядно. Прибыли, можно сказать, вовремя, опоздав за час пути где-то минут на 10-15.
Потом мои поездки по Черногории совершались на автобусах, но выезжал я оттуда опять на поезде – ехал в Сербию от Сутоморья до станции Прибой (это совсем недалеко от границы). Про этот вечерний (не экспрессный) поезд Бар-Белград я еще до поездки прочитал в Интернете кучу всяких «страшилок». И билеты не взять, и ездят сплошные албанцы (откуда они могут быть массово в тех местах – не слишком понятно), которые норовят либо пристать, либо обворовать, и грязища (кроме купейных вагонов) кругом и т.д., и т.п.
«Прогнозы» не оправдались. Билет я купил в Сутоморье примерно за час до отправления без проблем, но недорогих «лежанок», уже, к сожалению, не осталось. Пришлось ехать в сидячем. Поезд был более 10 вагонов, большая часть – в черногорских «цветах», часть – в сербских, часть – вообще неизвестно в каких (но похожи на венгерские). Купе оказалось 6-местным (хотя и 2 класс), вагон – далеко не новым, но в относительно приличном состоянии. Чистотой не сверкал, но и явной грязи не наблюдалось. Попутчики вполне нормальные, в основном местные жители, часто состав менялся, некоторые (молодежь) – со смартфонами и ноутбуками. Туристы, наверное, в купейных лежачих вагонах ездят. Никто не приставал, но опять же очень многие курили в коридоре.
На прохождение черногорско-сербской границы в расписании было отведено примерно по 20 минут. У многих ни там, ни там, взглянув на паспорта и иные «документы, удостоверяющие личность», их даже не штамповали. Мне на сербской границе (там, кстати, простояли немного дольше положенного) печать все же поставили, при этом спросили только куда я еду (насколько, сербов, видимо, не волновало – режим с Россией-то безвизовый). После границы поехали «поспокойнее» и, в общем, приехали мы на станцию Прибой среди ночи с опозданием около часа (я был этому весьма рад – сидеть до первого автобуса на Прибойску Баню все-таки оставалось меньше).
Вряд ли черногорские железные дороги в ближайшем будущем получат серьезное развитие (разве что направление на Никшич). Но, как говорится, пределов совершенству нет.
Пожаловаться на отчёт Слайд-шоу Постраничный просмотр
В 2009 (осенью), 2010 (летом) и 2011 (осенью) годах я совершил три самостоятельных, хотя и не очень продолжительных путешествия, в том числе, либо преимущественно, по странам бывшей Югославии. При этом, естественно, пользовался железными дорогами. Получилось так, что в каждой стране я хоть немного, но передвигался этим достаточно популярным видом транспорта. Есть много схожих черт, но есть и определенные различия. И еще: рассказ субъективен, основан, прежде всего, на личных впечатлениях, и в небольшой степени на сведениях, заимствованных из других источников, в том числе с официальных сайтов железных дорог.
Черногория, где я был, хотя и очень недолго (но не против вернуться еще раз), в июле 2010 года (ну и жара же тогда стояла), разветвленной сетью железных дорог не отличается. По сути, железная дорога там всего одна, которая ведет из Бара (на побережье) в сербскую столицу Белград, через Подгорицу (столицу Черногории) и Бяло-Поле. Есть также грузовые ветки Подгорица-Никшич (пассажирское движение прекращено в 1992 году, сейчас дорога активно реконструируется и электрифицируется) и Подгорица-Шкодер (Албания), где пассажирского движения тоже нет.
Общая протяжённость железнодорожной сети составляет около 250 км (в том числе 162 км электрифицировано). Ширина колеи - стандартная европейская (1435 мм). Отличительной чертой сети железных дорог Черногории является большое количество туннелей (121 туннель, общей протяжённостью почти 58 км).
Местами дорога проложена на высоте 800 метров. Поезд иногда идет по краю обрыва на довольно жуткой высоте (сотни метров), но со скоростью не больше 20 км/час. Впечатлительным и боящимся высоты по этой железной дороге ездить не рекомендуется (хотя, привыкнуть можно ко всему).
Вокзалы в Подгорице и Баре построены при строительстве дороги по Черногории к Адриатическому морю в 60–70-е годы 20 века. Проделав титанический труд, проложив высоко в горах линию через 100 с лишним тоннелей только по территории Черногории, строители вокзалам значения не придали. Они и сейчас представляют собой безликие стеклобетонные прямоугольные коробки белого цвета, причем изрядно потертые.
Железные дороги Черногории управляются компанией «Жељезница Црне Горе / Željeznica Crne Gore» (ŽICG), но до сих пор, по мнению некоторых специалистов, как совершенно самостоятельные от сербских их воспринимать нельзя.
Официальный сайт - http://www.zicg.me. Есть еще что-то типа пассажирского сайта - http://www.zcg-prevoz.me. Но он еще, надо полагать в разработке (открываются в основном новости). Поэтому для планирования маршрута лучше всего воспользоваться сайтом сербских железных дорог: http://www.zeleznicesrbije.com либо http://w3.srbrail.rs/zsredvoznje/?lang=en (английская версия расписания, впрочем, и на сербском все вполне понятно).
Из Бара в Белград ежедневно летом отправляются 3 поезда (несколько лет назад их было 4) – 1 утром (09.00) и 2 вечером (19.00 и 20.00). На одном (утреннем) можно возить автомобили на специальной платформе от Подгорицы. Время в пути – около 11 часов. Поезда часто опаздывают, но не «принципиально» (до одного часа). Из Белграда – аналогично 3 поезда (в 09.10, 20.10 и 21.10). В осенне-зимний период (с середины сентября) курсируют только две пары поездов – утром и вечером.
Из Бара летом также ходит поезд до Суботицы (это недалеко от сербско-венгерской границы) без заезда в Белград. Летом раньше (не знаю, как сейчас) был еще еженедельный поезд из Бара до Москвы.
Опыт показал, что на линии Бар-Подгорица-Бяло Поле курсируют и местные, т.е. «чисто черногорские» поезда. Между Подгорицей и Баром – таковых 4-5 пар в сутки. Время в пути – чуть больше часа. Но информации о графиках их движения в настоящее время ни на одном сайте найти не удалось.
Стоимость проезда – невелика и в основном «привязана» к сербским железным дорогам (только исчисляется в евро). Например, летом 2012 года переезд Бар-Белград стоил: в 6-местном «кушеточном» купе – около 7 евро, в 2-местном купе («постеля», но не «салон») – 24 евро.
Всего официально имеется четыре вида поездов: «експресни» (экспресс), «пословиц» (скорый) (мне не встречался вообще), «брзи» (скоростной) и «путницки» (пассажирский) – последние два вида наиболее распространены. Цены на разные категории поездов разные, но билеты в целом недорогие. За «брзи» - доплата около 1 евро. В ночных поездах до Белграда – в основном купейные (спальные) вагоны, сидячих, таких как в поездах «Евронайт» в Европе – мало, но они есть. Багаж до установленного лимита (50 кг) не оплачивается. В сезон количество поездов увеличивается. На проходящий поезд летом приобрести билет достаточно сложно, поэтому стоит резервировать места заранее (впрочем, как показала практика, купить билет можно, причем без особых проблем).
В большинстве поездов есть купе для некурящих. Но курят в Черногории (не только в поездах) нещадно, даже официальные лица (лично видел курящего в коридоре таможенника). Иногда прямо в купе (и согласия, бывает, не спрашивают), но чаще – выходят в коридор, реже – в тамбур, окошко открывают и дымят. Однако, никто не протестует. Культура, видимо, такая.
Проездные «Inter-Rail» и «Еuro-Rail» пока в Черногории не действуют. Вокзалы Подгорицы и Бара имеют камеры хранения багажа, для получения которого необходимо предъявлять паспорт.
Мое знакомство с черногорскими ж/д летом 2010 года началось с местного поезда в Подгорице. Я ехал в Бар. Расцветка, честно говоря, была не слишком понятной. Тягловая сила – довольно старенький электровоз. Сам поезд был из трех вагонов, один из которых – вроде как 1 класса. Но на это никто особо не обращал внимания, особенно, когда перед Баром он существенно, несмотря на дневное время, наполнился. Билет купил за скромную сумму (дешевле, чем на автобусе, которые ездят через платный тоннель). Проверил кондуктор, скользнув взглядом, один раз и потом прекратил обращать на меня внимание. Было грязновато, все окна открыты (жара) и многие курили. Скорость была совсем небольшой, но вагоны дребезжали изрядно. Прибыли, можно сказать, вовремя, опоздав за час пути где-то минут на 10-15.
Потом мои поездки по Черногории совершались на автобусах, но выезжал я оттуда опять на поезде – ехал в Сербию от Сутоморья до станции Прибой (это совсем недалеко от границы). Про этот вечерний (не экспрессный) поезд Бар-Белград я еще до поездки прочитал в Интернете кучу всяких «страшилок». И билеты не взять, и ездят сплошные албанцы (откуда они могут быть массово в тех местах – не слишком понятно), которые норовят либо пристать, либо обворовать, и грязища (кроме купейных вагонов) кругом и т.д., и т.п.
«Прогнозы» не оправдались. Билет я купил в Сутоморье примерно за час до отправления без проблем, но недорогих «лежанок», уже, к сожалению, не осталось. Пришлось ехать в сидячем. Поезд был более 10 вагонов, большая часть – в черногорских «цветах», часть – в сербских, часть – вообще неизвестно в каких (но похожи на венгерские). Купе оказалось 6-местным (хотя и 2 класс), вагон – далеко не новым, но в относительно приличном состоянии. Чистотой не сверкал, но и явной грязи не наблюдалось. Попутчики вполне нормальные, в основном местные жители, часто состав менялся, некоторые (молодежь) – со смартфонами и ноутбуками. Туристы, наверное, в купейных лежачих вагонах ездят. Никто не приставал, но опять же очень многие курили в коридоре.
На прохождение черногорско-сербской границы в расписании было отведено примерно по 20 минут. У многих ни там, ни там, взглянув на паспорта и иные «документы, удостоверяющие личность», их даже не штамповали. Мне на сербской границе (там, кстати, простояли немного дольше положенного) печать все же поставили, при этом спросили только куда я еду (насколько, сербов, видимо, не волновало – режим с Россией-то безвизовый). После границы поехали «поспокойнее» и, в общем, приехали мы на станцию Прибой среди ночи с опозданием около часа (я был этому весьма рад – сидеть до первого автобуса на Прибойску Баню все-таки оставалось меньше).
Вряд ли черногорские железные дороги в ближайшем будущем получат серьезное развитие (разве что направление на Никшич). Но, как говорится, пределов совершенству нет.
Пожаловаться на отчёт Слайд-шоу Постраничный просмотр
Вокзал в Подгорице - столице Черногории (все весьма скромно) Город Подгорица Черногория |
Местный поезд до Бара (непонятной "черногорской" расцветки) на вокзале в Подгорице Город Подгорица Черногория |
Станция Бар (конечная в Черногории) - вокзал. Город Бар Черногория |
"Традиционный" памятник-паровозик на станции Бар (впрочем, оно понятно, каких трудов ж/д построить до Адриатики стоило) Город Бар Черногория |
Вокзал на станции Сутоморье Город Сутоморе Черногория |
0
Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв