Железные дороги и поезда в бывшей Югославии. Часть 3. Железные дороги Хорватии

Пользователь nikson1967 » Отчеты и рассказы » Железные дороги и поезда в бывшей Югославии. Часть 3. Железные дороги Хорватии
октябрь 2011 - октябрь 2011 Хорватия Индивидуальные туры
Пожаловаться на отчёт  


0 Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв   


 
 
Подробный отзыв о поездке:
В 2009 (осенью), 2010 (летом) и 2011 (осенью) годах я совершил три самостоятельных, хотя и не очень продолжительных путешествия, в том числе, либо преимущественно, по странам бывшей Югославии. При этом, естественно, пользовался железными дорогами. Получилось так, что в каждой стране я хоть немного, но передвигался этим достаточно популярным видом транспорта. Есть много схожих черт, но есть и определенные различия. И еще: рассказ субъективен, основан, прежде всего, на личных впечатлениях, и в небольшой степени на сведениях, заимствованных из других источников, в том числе с официальных сайтов железных дорог.
Хорватия относится к странам с достаточно развитой железнодорожной сетью, доставшейся ей в «наследство» от бывшей Югославии. Правда, некоторая часть инфраструктуры была разрушена либо повреждена во время «балканских войн» 1990-х годов, но к настоящему времени основные разрушения устранены. Но пока, как отмечают специалисты, ж/д не играют решающей роли в пассажирских перевозках по этой щедро одаренной природой стране.
Сразу же следует сказать, что описание хорватских железных дорог – в основном «теоретическое», т.е. почерпнутое из других источников. Личный опыт был совсем небольшой – короткая поездка от станции Плоче до станции Меткович, что на границе с Боснией и Герцеговиной, в октябре 2011 года.
Хорватские железные дороги (Hrvatske željeznice, HŽ) - управляются национальной железнодорожной компанией Хорватии, сформированной после распада Югославии. Пассажирскими перевозками ведает компания HŽ PUTNIČKI PRIJEVOZ d.o.o.
Железнодорожная система имеет длину около 2800 км рельсов (из которых до 300 км – двухколейный путь). Немногим менее 1500 км электрифицированы. В настоящее время максимальная разрешённая скорость составляет 160 км/ч.
За последние 15 лет на хорватских железных дорогах произошли серьезные улучшения, но все равно им требуется дальнейшая модернизация. После распада Югославии финансирование было урезано. Много важных маршрутов всё ещё не электрифицированы, одноколейный путь находится в не очень хорошем состоянии, что ведет к снижению скорости движения поездов. Серьезно «притормаживает» скорость на многих участках также сложный рельеф местности.
В стране, учитывая ее оригинальную географию, есть несколько главных железнодорожных маршрутов:
из Словении от Добовы через Загреб, Славонски-Брод, Винковцы, Товарник на Сербию;
от Загреба до Осиека через Копривницу;
от Загреба до Риеки и до Сплита;
от Загреба до Сисака (путь короткий, но очень важный);
от Загреба до Вараждина. .
Есть и другие направления: к «соседям» - в Австрию, Венгрию, Боснию и Герцеговину, а также в Швейцарию, Германию, Чехию, Италию.
Самой важной железнодорожной линией (и одновременно частью пан-европейского коридора) является линия Добова-Товарник, протянувшаяся с востока на запад через всю территорию страны. Она также является самой современной дорогой, полностью электрифицированной и состоящей главным образом из двухколейных путей. Линия соединяет наиболее развитые экономически города Хорватии друг с другом. И вообще, все наиболее крупные хорватские города, за исключением Дубровника, имеют железнодорожные станции.
Наибольшая концентрация железнодорожных линий – вокруг Загреба и на северо-западе Хорватии. Неплохо развита сеть и на северо-востоке в районе станций Винковци и Осиек. В приморской части страны (в основном из-за гористого рельефа) – по сути одна дорога до Книна с «ответвлениями» на Задар, Сплит и Шибеник (это адриатическое побережье), а также на Мартин Брод (граница с Боснией). Ну и есть совсем небольшой «кусочек» на юге, проходящий от побережья (Плоче) до боснийской границы (Меткович).
Центром железнодорожной сети является столица Загреб, откуда ходят регулярные поезда на Сплит, Осиек, Вараждин, Пулу, Риеку. Есть интересный поезд Загреб-Плоче: вроде как от одной хорватской станции до другой, но большая часть его пути пролегает через территорию Боснии и Герцеговины через Сараево. Летом интенсивность движения возрастает, особенно на линиях, ведущих к морским курортам.
Кстати, вокзал по-хорватски – kolovdor, поезд – vlak, отъезд - Odlazak, прибытие – Dolazak.
Существует 4 основных вида поездов: обычные пассажирские (Putnicki), скорые (Brzi), «ИнтерСити» (Inter City) и ночные (ICN). Inter City на дизельной тяге ходят с 2004 года в основном в летнее время от Загреба до Сплита (время в пути сокращается с 7,5 до 5 часов), часть вагонов отцепляется в Книне, потом они идут до Задара. По данным официального сайта, поезда типа «ИнтерСити» также следуют до Осиека и Чаковца. Некоторые поезда, следующие за границу, маркируются как «ЕвроСити» (ЕС). По пригородам Загреба ходят электрички, а по адриатическому побережью (на некоторых участках) – автомотрисы. Есть еще и экскурсионные поезда – о них можно узнать на официальном сайте.
Вагонный состав – по фотографиям, отзывам специалистов и редких путешественников – самый разный. На основных маршрутах (на Сплит, Риеку, Осиек) – вагоны поновее, на местных поездах – постарше. Вагоны второго и первого классов, на некоторых маршрутах возможен провоз велосипедов, на ночных поездах - машин. Обычно – вагоны с 8 либо 6 местами, но есть (в основном в поездах итальянского производства «ИнтерСити») и сидячие вагоны «открытого» типа, без купе. «Кушеточные» вагоны редки, так как ночных поездов – совсем мало. Ознакомится с «официальными видами» хорватских поездов и вагонов можно по адресу: http://www.hznet.hr/panorame.
Сайт хорватских железных дорог: http://www.hznet.hr. Для поиска вариантов поездок лучше всего пользоваться английской версией расписания «пассажирского раздела» http://www.hznet.hr/timetable. Впрочем, и хорватский раздел (http://www.hznet.hr/HZPutnickiprijevoz) тоже вполне понятен для российского человека.
Сайт – не «супер», но основные функции выполняет. Электронный билет купить нельзя. Можно найти расписание поездок (станции - в выпадающем меню, здесь же есть и станции ближнего для этой страны зарубежья – Сербии, Словении, Венгрии и т.п.) и цены. Если путь с пересадкой – показывает промежуточную станцию. Если пересадок 2 и больше – просит на третьем (и дальше) этапе пути посмотреть расписание отдельно. По ценам есть и отдельное меню, а также нужная информация, когда откроется расписание. Чтобы нормально с сайтом работать нужно немного «потренироваться». Когда привыкнешь и все (ну или почти все) поймешь, можно найти массу информации.
Теперь о ценах. Не сказать, чтобы дорого, но и не слишком дешево. 1 евро (словацкая валюта) уже давно – примерно 7 кун (плюс-минус копейки). Из этого и надо исходить, тем более, что на сайте цены на сайте – только в «лисицах» (кунах). В скорых поездах и в поездах InterCity взимается доплата.
В настоящее время (сентябрь 2012) примерный расклад от Загреба примерно такой: до Осиека (через Копривницу) (272 км) – 17 евро; до станции Винковци (256 км) – 15,5 евро; до Пулы (через Карловач и Моравице) (339 км) – 19 евро; до Риеки (через Огулин) (229 км) – 14 евро; до Задара (через Книн) (416 км) – 23 евро; до Сплита (через тот же Книн) (423 км) – 23,5 евро (в скором поезде, не «ИнтерСити»); до Чаковца (115 км) – около 9 евро.
Маршрут через всю страну от Осиека до Сплита через Загреб (695 км) – 36 евро. Самый короткий маршрут от Плоче до станции Меткович (22 км) – чуть меньше 2 евро. Для инвалидов, студентов, некоторых других категорий пассажиров, а также для тех, кто едет по международным маршрутам, имеются определенные скидки. Их можно посмотреть на официальном сайте: http://www.hznet.hr/povlastice.
Поездов «за границу» в Хорватии не сказать, чтобы много, но и не мало, особенно в соседние бывшие югославские республики. Впрочем, до основных неевропейских столиц можно добраться и с пересадками, для чего хорватский сайт отсылает к надежному сайту немецких железных дорог: http://reiseauskunft.bahn.de.
По официальным данным, основные «заграничные» поезда следующие (следует быть внимательным – некоторые составы следуют только летом):
от Загреба до Виллаха (Австрия) отправлением в 09.00 (через Жидани Мост и Любляну, прибытие в 13.08);
от Загреба до Вены (Мейдлинг) отправлением в 07.25 и прибытием в 13.59 (EC CROATIA);
Zagreb - Ljubljana - Villach - München – Frankfurt отправлением 06.50 и прибытием в 19.40 (EC-Zug MIMARA);
Zagreb – Ljubljana - Villach – Salzburg – München отправлением в 21.15, прибытием в Мюнхен 06.15 (EN LISINSKI);
от Загреба до Будапешта (IC KVARNER), отправляется в 16.08, прибывает в 22.19.
Есть еще несколько прямых и «сопряженных» поездов до Вены, Белграда (в пути около 6 часов), Сараево (два поезда в день, езды 8-9 часов), Праги, Будапешта и ряда других европейских городов. Их расписания можно посмотреть на сайте: http://www.hznet.hr/medunarodnivoznired. В 2012 году летом был запущен (надо думать, в пробном порядке) вагон Москва-Сплит (в пути два дня и три ночи).
И несколько личных впечатлений от вокзалов и короткой поездки. В Загребе вокзал находится, скажем так, на южной окраине центра. В 2008 году нас подвезли к нему на туристическом автобусе посмотреть как на «достопримечательность», да и валюту поменять заодно. Вокзал архитектурно весьма красивый и выглядит внушительно. Внутри просторно, вполне чисто и ухоженно, явных бомжеватых личностей не наблюдалось. Но железнодорожных путей оказалось немного, поезда, в том числе электрички, долго не задерживаются: подаются под посадку и вскоре отъезжают.
Вокзал в Сплите совсем небольшой, но все самое необходимое есть, в том числе камера хранения, совсем рядом – автовокзал, построен годах в 60-70 прошлого века. Чуть дальше – порт паромных переправ (дойти пешком – без проблем). Походив по вокзалу и ознакомившись с расписанием, я все-таки отдал предпочтение дальнейшей поездке на автобусе.
На вокзал в Плоче я приехал около 4 утра. Большая бетонная коробка, унылая и не слишком чистая. Трафик совсем небольшой, работает только одна касса, да и весь вокзал оставляет впечатление пустынности и некоей заброшенности. Так что 2 часа до поезда пришлось коротать в ночной кафешке ближе к центру.
Поезд, на котором я ехал до Мостара (Босния), несмотря на свой международный статус, был всего в 4 вагона (один – первого класса, три – второго). Восьмиместное купе, диваны мягкие, чисто. Билеты проверили сразу же после отправления. На станции Меткович быстро прошла пограничная полиция (стоянка всего 15 минут), взглянув на российский паспорт, сказали «добре» и даже штампа не поставили. А как я дальше въезжал в Боснию через Чаплину – это уже, как говорится, совсем другая история.
Читать далее

Добавить свой комментарий
Введите текст с картинки
Все фотографии этого отчёта одной лентой   Слайд-шоу   Всего 0 фотографий.