Железные дороги и поезда в бывшей Югославии. Часть 1. Железные дороги Словении
Пользователь nikson1967 » Отчеты и рассказы » Железные дороги и поезда в бывшей Югославии. Часть 1. Железные дороги Словении
Пожаловаться на отчёт
Пожаловаться на отчёт
0
Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв В 2009 (осенью), 2010 (летом) и 2011 (осенью) годах я совершил два самостоятельных, хотя и не очень продолжительных путешествия по странам бывшей Югославии. При этом, естественно, пользовался железными дорогами. Получилось так, что в каждой стране я хоть немного, но передвигался этим достаточно популярным видом транспорта. Есть много схожих черт, но есть и определенные различия. И еще: рассказ субъективен, основан, прежде всего, на личных впечатлениях, и в небольшой степени на сведениях, заимствованных из других источников, в том числе с официальных сайтов железных дорог.
Словения сама невелика, но по ее территории проходят важные трансъевропейские коридоры. Радиальные маршруты идут из Любляны (столицы) в Италию, Австрию, Венгрию и Хорватию. В техническом и эксплуатационном плане железные дороги Словении (Slovenske Zeleznice, SZ) сложились под влиянием богатой событиями истории региона. Первой на территории современной Словении оказалась построенная в 1840 года австрийскими компаниями линия Вена-Триест. А политические изменения последних лет проявились в присутствии на SZ десяти пограничных переходов.
Кстати, многие линии SZ были закрыты в 1960-х годах - тогда прекратилась эксплуатационная деятельность на 1500 км пути. В 1990-х годах по результатам проведенной ревизии на многих станциях по соглашению с правительством сняли ненужные пути.
«Первая встреча» состоялась в Словении в октябре 2009 года, через которую я ехал транзитом (с небольшими остановками) из Италии в Австрию (Грац), а затем в Венгрию (отдыхать на озере Хевиз).
Вокзал на станции Нова-Горица, куда я пешком пришел, правда, сильно попетляв, из итальянской Гориции, показался весьма мил. Хорошая кафешка, «копеечные» (по сравнению с Италией) кофе и пиво, дружелюбный и чуть-чуть говорящий по-русски персонал. Бывшая граница с Италией – сразу же за вокзалом. Там теперь типа памятника-инсталляции.
По словенским ж/д я пересек страну от Новы-Горицы до Любляны, от Любляны до Марибора и, наконец, от Марибора до австрийской границы (станция Шпильфельд).
Словении досталась в «наследство» от Югославии достаточно развитая сеть железных дорог. Причем в силу весьма мирного процесса отделения, они не были разрушены в ходе «балканских войн» начала 1990-х годов. Центром сети является столица Любляна. Оттуда ходят регулярные поезда в большинство районов страны. Однако, в силу сложного горного рельефа, далеко не везде можно добраться на поезде. Поэтому в стране очень хорошо развито автобусное сообщение.
Управляет железными дорогами государственная компания Slovenske železnice d.o.o. Вместо разделения железной дороги на две структуры для выполнения функций оператора инфраструктуры и оператора перевозочной деятельности Словения в результате реформ, завершившихся в основном в 2007 году, выбрала путь сохранения SZ как интегрированной компании, но с раздельным учетом по трем основным бизнес-секторам: инфраструктуры, пассажирских и грузовых перевозок. Выделены также отдельные секторы обеспечения тягой и технического сопровождения, а остальные виды деятельности, включая техническое обслуживание тягового и прицепного подвижного состава, трансформированы в дочерние компании.
Перевозки грузов дают более 80 % доходов компании, которая, несмотря на небольшие масштабы, стремится обеспечить стабильное присутствие на международном рынке.
В отличие от грузовых перевозок в секторе пассажирских перевозок преобладают внутренние сообщения. Доля перевозок, выполняемых международными поездами, не превышает 5 %, но за счет большей дальности и более высокой стоимости билетов они дают 15 % пассажирооборота и более 20 % доходов. Доля SZ на рынке услуг внутреннего общественного транспорта в части пассажирооборота равна 30 %.
Междугородные, пригородные и (частично) международные перевозки развиваются на базе современных электропоездов серии 312 семейства Desiro (Siemens). В часы пик многие поезда следуют переполненными, в остальное время суток пассажировместимость поездов используется далеко не полностью.
Официальный сайт SZ - www.slo-zeleznice.si. Сайт за последние годы значительно улучшился – подробные расписания (в т.ч. с пересадками), цены, детали проезда и т.п. Есть неплохая английская версия. Но возможностей покупки билетов электронном виде не замечено. Расписание действительно обычно с декабря по декабрь.
Различных видов билетов множество (обратные, групповые, школьные, сезонные и т.п.). Билет в один конец действует один день на расстояние до 200 км и 2 дня – на расстояние 201 км и больше. Обратный билет – один день на расстояние до 100 км и 2 дня – 101 км и больше.
В кассах на одноразовые поездки дают обыкновенный прямоугольный билет на плотной бумаге, как и практически везде в Восточной Европе. В поездах дают небольшие билеты из «мобильных касс» типа отечественных валидаторов. Надбавка за покупку билета в поезде в настоящее время составляет 2,5 евро (раньше было дешевле), при этом никаких скидок не предусмотрено. Билеты сразу же на несколько поездок могут быть куплены только в «продажно-информачийских» центрах в Целье, Копере, Любляне и Мариборе (лично пользовался только в Любляне).
Можно прервать путешествие один раз в любом направлении, но нужно прокомпостировать билет сразу же после выхода из поезда на конечной станции поездки. Багаж – бесплатный. Вагоны 1-го класса помечены желтой полосой на окнах. Есть поезда, но их не так много, с возможностью перевозки велосипедов.
Цены вполне разумные. Например, от Новы-Горицы до Любляны (около 150 км) на «обычном» поезде LP билет стоит сейчас чуть больше 9 евро, от Любляны до Марибора – примерно столько же. За поездку на поезде ICS («Интерсити Словения») по этому же маршруту (время в пути – на 50 мин меньше, «Сименсовские» поезда были пущены в 2002 году, сейчас делаются «на месте», курсируют 5 раз в день, но сам ехал на обычном) придется доплатить 6,7 евро (в 1-м классе – 10 евро). За поездку на других типах поездов (кроме региональных RG – обычных, но с меньшим количеством остановок) – IC («Интресити»), MV (не знаю, что это такое), EC («Евросити», но ходят и между словенскими городами) и EN («Евронайт» - ходят за границу) – доплата в 2012 году составляет 1,7 евро. От Сежаны (недалеко от итальянской границы) до Ходоша (это на венгерской границе) почти всю страну с запада на восток (около 330 км) можно пересечь за 6,5-8 часов за 18,5 евро (на обычных поездах).
Поезда ходят достаточно часто, но отнюдь не везде. Так, я в Ново-Горице своего в 2009 году около 2 часов ждал (сейчас, судя по сайту, ждал бы гораздо меньше). Сопряжения установлены достаточно грамотно, днем ждать долго не придется, но лучше заранее «пробить» стыковки по сайту (тем более, что он их выдает автоматически).
Электрифицированных путей немного, и ведут они от Любляны к Марибору, границам Австрии, Венгрии и Сербии (странно, что не в Италию, с которой, впрочем, и сопряжения-то пассажирского сейчас нет, а на счет грузового не знаю).
Поэтому на станции Нова-Горица я сел в раскрашенный граффити дизель-поезд не слишком нового образца, грязноватый снаружи, но весьма уютный и чистый внутри. Доехал до станции Сежана, подождал менее получаса и пересел в другой поезд, уже, как я помню, электрифицированный и поновее, типа одноэтажной «Сименсовской» электрички, коих по всей Европе немало.
На следующей пересадке – на станции Дивача – мне сказали, что выходить не надо. И действительно, пока мы стояли (5 минут) из нашего поезда вышел машинист (я, честно говоря, сначала немного не понял этого «маневра»), а перед нами «пристыковали» еще один подобный поезд, шедший из Копера. И мы «парой» дальше так и двинулись до Любляны, куда и прибыли по расписанию.
Кстати, в пути у меня «кончился» билет, т.к. первоначально я думал остановиться на станции Постойна и посмотреть Постойнские пещеры, но по пути понял, что толком не успеваю. Я предупредил об этом кассира-проводника, он подошел и без всяких разговоров, правда с установленной наценкой, без вопросов продал мне билет от Постойны до Любляны.
Вокзал в Любляне большой, но не слишком «продуманный». Но камера хранения и «где покушать» имеется, что порадовало, особенно когда к городскому замку поднимался, есть и туристическое бюро с картой города. Вернулся на вокзал достаточно поздно и на предпоследнем прямом поезде где-то в 20-21 час поехал в Марибор. Вагоны стандартные, восточноевропейские, по 8 человек (в 1-м классе – по 6) в купе. Довольно чисто. Пассажиры дружественны, кто постарше – понимает по-русски. На слово «Санкт-Петербург» все реагировали положительно. По пути мне объяснили, что я «погорячился», решив в ночь ехать в Австрию через Марибор.
Но «в полном объеме» это я понял уже по приезду. Вокзал в Мариборе большущий, два (а может и три) этажа, но совершенно неуютный. К тому же большая его часть ремонтировалась. Зал ожидания (очень на то время маленький) на ночь закрывался. Короче, погулял я часа полтора по ночному городу (думается, что при свете дня он произвел бы на меня гораздо лучшее впечатление), вернулся на вокзал. Поесть негде, благо недалеко обнаружилось что-то типа кебабной. Перекусил, ну а дальше около 4 часов сидел в коридорчике на первом этаже неремонтируемой части вокзала вместе с гитаристом из бывшей Югославии (то ли сербом, то ли боснийцем), который ехал работать в Турцию через Австрию и немного сыграл мне на гитаре. При этом было отнюдь не жарко (октябрь, однако), так что постоянно приходилось «прижиматься» к батарее.
Потом открылся зальчик ожидания, а затем и наш поезд подали под посадку. Кстати, на официальном сайте словацких железных дорог я его ни тогда, ни сейчас, не нашел. Это пригородный поезд, который ходит несколько, по-моему – 4, раз в день из Марибора через Песницу и Шентиль до австрийской приграничной станции Шпильфельд (до станций Песница и Шентиль он в словенском электронном расписании есть, а дальше – уже только на http://bahn.de).
Хороший поезд, небольшой, теплый, приятный. «Билет до Австрии» стоил около 2,5 евро (поскольку кассы на вокзале в Мариборе еще не работали, доплаты с меня не взяли), поездка заняла чуть больше 20 минут.
Кстати, уже в Австрии, я не успел купить билет на S-bahn (в том регионе это типа пригородной электрички, «метром» и не пахнет), а ждать около часа не хотелось, поэтому пришлось сесть без билета и 3 дополнительных евро с меня взяли «как с куста». Вообще, по примерным расчетам, австрийские железные дороги (по ним я также имел возможность проехаться, причем неоднократно) дороже словенских раза в 2-2,5.
Вот так (уже в Австрии) закончилось мое первое и, надеюсь, не последнее, знакомство со словенскими железными дорогами. Осталось только сказать несколько слов о международных пассажирских перевозках.
Любляна связана поездами категории EC (и некоторых других) с крупными городами Австрии, Германии, Хорватии, Сербии, Чехии, Швейцарии. Самый интенсивный обмен пассажирами отмечается с Хорватией и Австрией.
Проблемным является итальянское направление. Три поезда SZ категории ICS из вагонов с наклоняемыми кузовами выполняли регулярные рейсы между Любляной, Триестом и Венецией до начала 2008 года, когда доступ в Италию для этих поездов был закрыт по причине отсутствия системы автоматического обеспечения безопасности движения, предписанной требованиями оператора инфраструктуры железных дорог Италии. В настоящее время поезда типа IC и EC курсируют до австрийского Виллаха, а далее – автобусом до Венеции (Санта Лючия).
Автобусом сейчас еще можно уехать 6 раз в день до Триеста со станции Сежана (к сожалению, в 2009 году такого сервиса не было). До Триеста также можно доехать автобусом со станции Копер (это главный словенский порт на Адриатике) 10 раз в день, кроме воскресенья (и об этом тогда, насколько я помню речи тогда не шло).
В Хорватию поезда ходят завидно регулярно. До Загреба (столица) и обратно отправляется 6 пар поездов, билет стоит немногим меньше 15 евро. В Риеку (через Опатию) – 2 поезда в день, утром и днем, стоимость билета – 24 евро, ехать около 3 часов. В Пулу поезд ходит из Марибора через Любляну, Постойну и Подгорье в мае (несколько дней) и с июня по август 1 раз в день. Доехать можно за 22 евро.
В Австрию (не считая пригородных междугородних поездов из Марибора) из Любляны через Грац ходит два поезда в день – в 8 и в 16 часов (обратно также). «Цена вопроса»: до Вены – обычный тариф из Любляны – 68 евро, «скидочный» - 29 евро, до Граца – 15 евро (от Марибора). Два поезда в день (но дороговато – 50 евро) следуют на родину Моцарта – в Зальцбург. И, наконец, несколько поездов в день (в основном транзитных) идут до Виллаха (стоимость из Любляны – около 21 евро).
В Венгрию отправляются два поезда. Один (IC) уходит из Любляны около 9 утра и через Жидани Мост, Целье, Мурску Соботу и приграничную станцию Ходош прибывает около 18 часов в Будапешт (обратно выходит около 12 часов дня). Второй (EN) идет в ночное время через Хорватию (пограничная станция Добова). Стоимость проезда начинается от 49 евро.
Германия. В Мюнхен из Любляны (по данным сайта немецких дорог) следуют 4 поезда (два прямых, в том числе один «Евронайт», и два – с пересадкой в Виллахе). Стоимость – немногим меньше 80 евро. Далее утренний поезд (9 утра) следует до Франкфурта. Но здесь поездка стоит уже 156 евро.
В Швейцарию до Цюриха из Любляны ежедневно ходит «Евронайт» (в пути около 12 часов). Стандартная цена – чуть больше 100 евро.
В Чехию (Прагу) (по данным словенского сайта) ходит два поезда через Вену: в 08.05 и в 16.00 (в пути – больше 12 часов), обратно из Праги почему-то 1 поезд в 00.05, в пути 14 часов.
И, наконец, еще одна бывшая югославская республика – Сербия. Туда (в Белград) ежедневно из Любляны идут 3 поезда типа MV и «Интерсити», один из них – ночной. Время в пути составляет 9-10 часов, стандартная цена (2-й класс) – около 50 евро.