Поездка во Флоренцию. Часть пятая. Галерея Питти.
Пользователь Народецкий Юрий » Отчеты и рассказы » Поездка во Флоренцию. Часть пятая. Галерея Питти.
Пожаловаться на отчёт
Пожаловаться на отчёт
0
Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв Ясно, +27
Подробный отзыв о поездке:
После обеда Катарина повела нас в Галерею Питти. Чтобы туда попасть нам нужно было пройти мимо Галереи Уффици. Здание Галереи состоит из двух корпусов с лоджиями на нижнем этаже. В глубине оба строения соединены третьим корпусом с огромной аркадой, выходящей на набережную реки Арно. Внизу, с обеих сторон центрального двора в мощных пилонах образованы ниши, в которых помещены статуи XIX века, изображающие знаменитых деятелей Тосканы.
Пройдя здание Галереи, и облизнувшись, мы направились к цели нашего похода – к Галерее Питти.
Картинная галерея Палаццо Питти, или, как ее официально называют, "Палатинская галерея", не может соперничать с крупнейшими музеями мира ни обширностью, ни полнотой своих коллекций. Трудно отдать ей пальму первенст-ва и среди музеев Флоренции. После грандиозного дворца Уффици, где хранится поистине уникальная коллекция ше-девров флорентийской живописи XIII - XVI веков, где столь блестяще представлены другие итальянские и европейские школы, сравнительно небольшая галерея Питти может показаться более скромной, а подбор картин в ней - почти слу-чайным.
Однако дворец Питти и его художественные сокровища пользуются не менее широкой известностью, чем самые прославленные музеи Европы и Америки. И эта слава галереи Питти не преувеличена. Коллекция картин, и поныне ук¬рашающих парадные апартаменты былых властителей Флоренции - герцогов Медичи и представителей Лотарингской династии, - может быть с полным правом названа галереей шедевров. Пусть в залах галереи почти отсутствует замеча¬тельная живопись Италии XV века, но те немногие картины этой эпохи, которые встречают нас во дворце Питти, - под¬линные жемчужины искусства раннего Возрождения. Пусть не все великие мастера XVI века представлены в этом соб¬рании, но трудно назвать другую картинную галерею, где было бы представлено столько шедевров Рафаэля.
Роскошный интерьер бросается в глаза уже при входе в здание: белая и золотистая лепнина, ценные гобелены и шёлковые обои, удивительные фрески и необычная подлинная мебель.
Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Особого внимания заслуживают мифологические залы, расписанные великими мастерами. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, кар¬тины размещали по собственному усмотрению и вку-су. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее, их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального соб¬рания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11).
За те 1,5 часа, которые были отведены на экскурсию, многого увидеть нам не удалось. Катарина псвятила свой рассказ только картинам Рафаэля, находящимся в этой галерее.
Фотографировать картины не разрешалось. Приводить здесь репродукции шедевров, думаю, нецелесообразно. Их можно посмотреть в альбомах. Здесь я могу их только перечислить.
Женщины, в том числе «Мадонны» занимают в творчестве Рафаэля большое место.
Вообще за свою жизнь Рафаэль написал 42 «Мадонны». Здесь приведены только две.
Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого гер¬цога»). Рафаэль нашел и утвердил свой тип Мадонны – лирической скромницы с потупленными глазами, с идеально прекрасным лицом.
Совершенно иной характер образа Марии, в его знаменитой, более поздней, «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»). В том, как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощу¬щение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское, интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ре¬бенка ждет опасность.
Некоторые работы, созданные Рафаэлем, в флорентийский период несут на себе отпечаток манеры Леонардо да Винчи. К таким работам относится парный портрет Аньело и Маддалены Дони.
У «Донны Велато» проступает общий прототип, который узнаваем и в «Мадонне в кресле», и в Марии Магдалине с «Алтаря святой Цецилии», - это один устойчивый женский образ, с которым носился художник как идеей красоты.
В «Портрете беременной женщины» привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, уз¬наваемом облике людей эпохи Возрождения.
Когда Рафаэль получил заказ написать портрет Кардинала Томмазо(Федра) Ингирами, ему пришлось долго ду¬мать, как его изобразить. Дело в том, что у кардинала было сильное косоглазие. Изобразить его так, как он есть, могло быть понято, как оскорбление церкви. Изобразить кардинала с нормальными глазами, он во-первых, был бы не похож на себя, а во-вторых, его бы обвинили в издевательстве. Мастер вышел из положения с успехом. Он изобразил кардинала в задумчивости, подняв свой взор к небесам, слегка скосив его в правую сторону. Задача была полностью решена.
Следующая картина Святого пророка Иезекииля.
Рафаэль был в чести у пап. Поговаривали даже, что один из них собирался одарить его кардинальской шапкой. Но художник болезненно чувствовал свою зависимость.
Нам рассказывали только о Рафаэле, хотя кроме того, в галерее 13 самых знаменитых картин Тициана, здесь пред¬ставлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Брон¬зино и, наконец, самого Понтормо.
Итак, экскурсия закончилась. На завтра намечался большой день. Мы должны будем побывать в Пизе и Сиене.