Поездка во Флоренцию. Часть третья. Баптистерий и «Врата рая».
Пользователь Народецкий Юрий » Отчеты и рассказы » Поездка во Флоренцию. Часть третья. Баптистерий и «Врата рая».
Пожаловаться на отчёт
Пожаловаться на отчёт
0
Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв Ясно, +27
Подробный отзыв о поездке:
Баптистерий. Об этом сооружении следует рассказать особо. И не столько о нем самом, сколько о его воротах.
Его строительство датируется XI столетием, причем возник он на месте большого древнеримского дома. Баптистерий поражает своей монументальностью и уникальной облицовкой фасада, которая выполнена из плит белого и зеленого мрамора. Самой известной частью Баптистерия являются его огромные бронзовые ворота, которые ориентированы на три стороны света. В средневековье в этом здании крестили известных флорентинцев, в том числе Данте.
Над украшением Баптистерия работали такие знаменитые мастера, как Андреа Пизано, Лоренцо Гиберти и Донателло, которые создали такие шедевры, как фрески из жизни Иоанна Крестителя, аллегории добродетелей, восточные двери, прозванные Микеланджело «вратами рая», северные двери с изображением сцен из жизни Христа, а также гробницу антипапы Джованни XXIII.
Восточные ворота Баптистерия являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» замена копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.
Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).
Когда Флорентийская синьория вместе с купеческим цехом решила приступить к созданию недостающих дверей древнейшего и наиболее почитаемого храма Флоренции — Сан-Джованни, то всем лучшим мастерам Италии было предложено явиться во Флоренцию. Они должны были представить компетентным судьям и горожанам свои работы
Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти. Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1381 году. В юности учился у золотых дел мастера, работал как живописец Последние годы Лоренцо скитался по разным городам. Некоторое время он работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты. Живописные работы Гиберти, созданные им в Пезаро, не сохранились, но можно предполагать, что они высокого Уров-ня. Ведь не зря синьор Малатеста не хотел отпускать Лоренцо на конкурс во Флоренцию, всячески удерживая его при своем дворе
Из всех претендентов консулы отобрали лишь семерых мастеров троих флорентийцев и четырех тосканцев Среди последних был и Лоренцо.
Лоренцо под руководством своего отчима и наставника Бартолуччо занимался изготовлением моделей из воска и гипса. Каждую новую модель Гиберти в отличие от других конкурентов показывал всем желающим. Он верил в свои си-лы и не боялся дурного глаза. Напротив, молодой скульптор дорожил мнением понимающих людей.
В 1402 году наступило время подведения итогов. 34 видных художника и скульптора долго и внимательно знакомились с произведениями. После многочисленных обсуждений лучшими были признаны произведения Брунеллески и Гиберти.
Но увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, Брунеллески решил, что работу следует поручить Лоренцо. Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.
Больше двадцати лет прошло с той поры, как он начал работу над заказом флорентийской синиории. Наконец большой труд окончен. Многочисленные граждане Флоренции пришли посмотреть на дело рук великого художника Были и мастера из других городов. Успех оказался необычайно велик. Тут же последовал заказ на новые двери. Они должны были украсить главную, восточную сторону баптистерия.
В 1425 году Гиберти приступил к работе над новыми дверьми, которые Микеланджело назовет «Врата рая». Эти врата прославят Гиберти на всю Италию, и слава его укрепится в веках.
В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясен обилием античных памятников. Позднее римские арки скульптор перенесет на свои рельефы. Приехав обратно во Флоренцию, Гиберти к тому же начал труд, которому посвятил последние двадцать пять лет жизни. Днем он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» —историю искусств. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат. Первую часть его мастер посвятил античности. Вторую он отвел искусству Средних веков. Заключил Лоренцо трактат автобиографией.
Чем дольше трудится над вратами скульптор, тем больше его волнует вопрос перспективы. В связи с этим, он начинает заниматься теорией строением глаза, теорией света, всем тем, что связано с оптикой. После смерти на столе в его мастерской найдут неоконченный трактат о теории света и принципах оптического изображения. В результате его научных изысканий создаваемые для дверей рельефы становятся все лучше и лучше, все глубже его перспективные построения.
«Врата рая» потребовали у скульптора 27 лет жизни 27 лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Лоренцо позволяет себе сделать в двух медальонах портреты — сына и себя самого. Пусть видят потомки
Дверные косяки скульптор украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат Гиберти обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах — изображения пророков, между ними — медальоны.знаменитого создателя «Врат рая».
В 1452 году Лоренцо Гиберти наконец окончил восточные двери. Представил на суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был для него один из самых счастливых дней. Снова вся Флоренция собралась у врат Сан-Джованни. Всеобщий восторг лучшая награда Гиберти. А всего через три года — 1 декабря 1455-го Лоренцо Гиберти не станет.