«Божественная» Бельгия.

Пользователь AlexandraV » Отчеты и рассказы » «Божественная» Бельгия.
Пожаловаться на отчёт  


0 Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв   


 
 
Подробный отзыв о поездке:
Ну вот, наконец-то, собралась описать свои впечатления.
Конечно, я как и все люблю путешествовать, но не всегда есть возможность.
Путешествия - это драгоценное время, которое не хочется попусту растрачивать, по–этому, я стараюсь тщательно планировать, прочесть как можно больше о стране в которую направляюсь, но этого обычно не достаточно.
По моему мнению, хороший гид может полностью изменить мое мировоззрение и представление об увиденном, но увы хороший гид большая редкость, в этот раз мне повезло :-))
Хочу описать свой день в Генте, но не пешеходные маршруты и архитектуру, и не то, как волшебен старый город и какое впечатление он производит….
все это правда.
Но основной моей целью – был знаменитый Гентский алтарь. Сразу скажу, что я не искусствовед, в искусстве разбираюсь весьма посредственно, но живопись меня всегда притягивала каким-то неведомым магнитом, меня она просто эмоционально завораживает.
Многие, не только я, приезжают в Гент, чтобы попасть в Собор св. Бавона, где в небольшой капелле слева от входа хранится алтарь «Поклонение Мистическому Агнецу» братьев ван Эйк.
Неподалеку от собора братьям воздвигнут памятник благодарности за сотворенное. История, штука хитрая, дот сих пор ведутся споры, творили ли братья вместе? Известно, что последние 6 лет, алтарь писал исключительно Ян, так как брат его к тому времени помер, но замысел, вероятно принадлежит старшему брату Губерту, так как именно он получил заказ. Писали алтарь с, предположительно, 1420 года, а закончен он был в 1432 году и 6 мая 1432 года впервые представлен на обозрение паломникам.
В те времена Бельгия входила в состав Бургундского герцогства. Правил тогда Филипп Добрый (после голландского графа Иоанна Баварского) и его двор был одним из самых роскошных в Европе, Ян ван Эйк был одним из приближенных придворных, художником и дипломатом.

Гентский алтарь - одно из самых больших и сложных произведений североевропейской живописи XV столетия, универсальная картина мира, основной мотив – восхождение человека к совершенству. В алтаре отражены не только религиозные идеи, но и самые разные представления о мире и о месте в нем человека.

Данная работа окутана легендами, в XVI веке ее прятали от кальвинистов. При Наполеоне она был разделена на отдельные створки, часть из которых попала в Париж, затем в последствии была возвращена., во время второй мировой Гитлер мечтал владеть алтарем, но служители церкви прятали сокровище в соляных шахтах.
В 1934 году одна из досок была украдена, вор распилил доску на две половины, одну он поместил в камеру хранения при железнодорожном вокзале, а затем позвонил наставнику собора сообщил номер ячейки и потребовав вознаграждение в размере одного миллиона бельгийских франков, что составляет 25 000 евро (1934 год), пообещав отдать вторую половину. Однако власти на шантаж не согласились и отказались платить, через шесть месяцев вор, им оказался Арсен Годертье, на смертном одре все-таки решил сообщить своему адвокату где храниться украденный подлинник, однако не успел, увы….. с тех пор следы «Праведных судей» (название доски) утрачены и заменены копией. С копией тоже история. В 1943 году власти обратились к художнику де Вос с просьбой создать копию утраченной доски, де Вос настаивал подписать его копию его же именем, однако получил отказ, в отместку художник изобразил на картине одного из праведных судей с профилем Леопольда III (правившего то время короля Бельгии). Сегодня Гентский алтарь отреставрирован и воссоединен.

Алтарь может прибывать в двух состояниях, когда створки закрыты (он представляет собой политриптих из двадцати досок), это повседневное наше земное состояние, и праздничное, яркое, когда створки открыты.

В закрытом виде на нижних досках изображены реальные люди, заказчики алтаря, это богатый горожанин, впоследствии бургомистр Гента Йодокус Вейд и его супруга Изабелль. Их фигуры связывают реальный мир с миром изображенном на алтаре. В молитвенных позах обращены они к Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, образы которых имитируют статуи.
Над ними изображена сцена «Благовещенья». Говорят, что улица, которую мы видим в окне, улица на которой жил заказчик. На самом верху, на меньших досках изображены пророки и сивиллы со свитками, возвещающими о грядущем спасении.

В открытом виде, а открывали его только в праздничные дни, алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей. С алтаря льется солнце, которого Фландрия никогда не знала, таким образом братья Эйк постарались компенсировать местную погоду.
В верхней центральной части мы видим фигуру Бога-Отца и Христа в одном лице. Он одет в шикарные королевские одеяния, у ног его лежит корона, как символ превосходства Бога над всеми.
Каждая деталь прорисована очень скрупулезно, поражает насыщенность цветов, вышивки, роскошные ткани почти осязаемы, чарующий блеск драгоценных камней, в камнях, если присмотреться внимательно, отражаются блики оконных стекол.
Чуть ниже Бога-Отца расположились Дева Мария в характерной для нее синей одежде и Св. Иоанн Креститеть в изумрудном плаще, в книге, расположенной у него на коленях, художниками полностью воспроизведен оригинальный текст, еще ниже — ангелы поющие (левая створка) и ангелы музицирующие (правая створка).
500 лет назад ван Мандер, первый историк нидерландского искусства, с восхищением писал, что по движениям ангелов зритель может легко догадаться, кто из них поет дискантом, альтом, басом или тенором, но все различные голоса сливаются в едином хоре, и торжественно льется величественная песнь.
Самые крайние створки изображают первых людей Адама и Еву, над ними сцена ссоры их детей (затем убийство) Каина и Авеля. Образы Адама и Евы написаны очень точно, без попыток придать позам изящество и элегантность, мое внимание обратили на то, что на животике у Евы имеется пупок!!!!!! А она ведь первая женщина :-))) и не была рождена от матери.
Так же, в руках у Евы не яблоко, а цитрус - этрог.

Нижний ряд алтаря посвящен сцене «Поклонение Агнецу» - он и является главным. В центре на алтаре – большой агнец, из его груди фонтаном бьет кровь в чашу – символ жертвы Христа. Ниже изображен источник живой воды – символ христианской веры. Вокруг алтаря представлены коленопреклоненные ангелы, со всех сторон к нему приближаются святые, праведники и праведницы, правее –служители церкви так же св.Ливин (покровитель Гента) с вырванным языком. Слева пророки с книгами, мудрецы, тут же довольно точно портретно изображены Вергилий и Данте. В глубине слева –святые мученики, а справа – святые мученицы с пальмовыми ветвями (символ мученичества), богатые, бедные, крестоносцы и многие многие другие…

На дальнем плане изображен город – это Небесный Иерусалим, но видно сходство с реальной архитектурой самого Гента и других фламанских городов.

Справа на створках изображены отшельники и пилигримы. и св.Павел. За ними в глубине – Мария Магдалина. Слева на створках – святые воины во главе со св.Виктором (или Мартином), св.Георгием и св.Себастьяном.
На крайней левой створке изображены справедливые судьи, но это та створка, которая была украдена в 1934 г..

Пейзаж нижнего яруса залит ярким светом. Все детали на полотне почти осязаемы. Зеленый луг с тончайше выписанными цветами, трава, кустарники, деревья изображены с точностью ботанического атласа, прорисован каждый лепесток, отображены мельчайшие детали. В глубине видны рощицы, леса, лужайки, мастерами даже переданы легчайшие тени.
Так же, гид рассказала, что данное произведение искусства неоднократно исследовалось учеными, которые обнаружили, кроме всего прочего, более двадцати видов окультуренных растений. Никогда никто до братьев Эйк не рисовал с такой ювелирной точностью и подробностью деталей. Реальные вещи насыщены глубоким символическим смыслом.

Гентский алтарь, безусловно, гениальная работа передающая красоту и гармоничность вселенной, прославляющая Бога и созданный им мир. Братья Ван Эйки сотворили чудо.
Что бы добиться совершенства они использовали масло в качестве связующего материала для красок, благодаря этому была достигнута в полной мере свобода и гибкость. Есть легенда, что Ян ван Эйк изобрел новую технику живописи, но он лишь усовершенствовал ее, стала возможной многослойная живопись со множеством оттенков и тончайших переходов.

Вот такая история, надеюсь она не показалась вам утомительной и перенасыщенной деталями :-)) .
Пишите, буду рада поделиться любой информацией

Читать далее

Добавить свой комментарий
Введите текст с картинки
Все фотографии этого отчёта одной лентой   Слайд-шоу   Всего 7 фотографий. Показаны с 1 по 7