Ломоносов или Ораниенбаум возник в самом начале XVIII века, почти одновременно с Петергофом. В то время сподвижник Петра I Александр Данилович Меньшиков был назначен губернатором отвоеванного у шведов Ингерманландского края, и в 1707 году ему были пожалованы земли на берегу Финского залива.
Для своей загородной резиденции Меньшиков выбрал прибрежный участок напротив острова Котлин. На этом участке был возведен Большой дворец, своим великолепием затмевавший даже строившийся неподалеку, в Петергофе, дворец Петра I, и разбит Нижний сад - один из первых регулярных садов в России.
Историческое название города в переводе с немецкого языка означает "апельсиновое дерево". Это название, скорее всего, связано с тем, что в дворцовых оранжереях Ораниенбаума выращивались экзотические растения, включая апельсиновые деревья.
В 1727 году Меньшиков впал в опалу, и все его имущество вместе с Ораниенбаумом перешло в государственную казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна подарила его своему наследнику - будущему Петру III.
При Петре III началась новая страница в истории Ораниенбаума. Был отремонтирован Большой дворец, а вблизи дворца построено так называемое "Каменное зало" для концертов. Но нового императора больше интересовали военные сооружения, а не дворцы. Специально для Петра III была построена крепость Петерштадт, от которой до наших дней сохранились только Почетные ворота.
Подарок императрицы оказался для Петра III роковым: именно в Ораниенбауме он узнал о том, что свергнут с престола собственной женой. После этого он был отправлен в Ропшу, где погиб при неизвестных обстоятельствах.
При Екатерине II в Ораниенбауме был создан дворцово-парковый ансамбль, называвшийся "Собственная дача". В ансамбль, строительством занимался придворный архитектор Антонио Ринальди, вошли Верхний парк, Китайский дворец и Катальная горка
Городом Ораниенбаум становится в 1780 году по приказу Екатерины II, чья юность и молодость была тесно связана с этими местами. В 1785 году, когда каждый город России получил свой герб, изображение померанцевого деревца с его ярко-оранжевыми плодами, похожими на апельсины, вошло в герб Ораниенбаума.
Город образовался вдоль городовой улицы (ныне Дворцовый проспект) чуть выше Копорской дороги, уже как купеческое детище. Купцы построили здесь магазины, трактиры, доходные дома, гостиницы и рестораны. Они оценили выгодное соседство с царскими и великокняжескими резиденциями и расположение на главном пути из Ораниенбаума в Кронштадт. Ораниенбаумские офицеры, флотские командиры Кронштадта и состоятельные петербуржцы стали активно снимать и строить в тихом уютном городке дачи для летнего проживания своих семей.
Летом 1882 года здесь снимал дачу Салтыков-Щедрин. Николай Некрасов отдыхал в предместье Ораниенбаума в 1854, 1856, 1858 годах, и на его даче в те годы побывали все известные литераторы. Сюда к нему приезжали: Л. Толстой, И. Тургенев, Н. Добролюбов, Д. Григорович, Н. Чернышевский, Александр Дюма (отец) и другие. В письмах Н. М. Карамзина говорится о посещении им Ораниенбаума вместе с Пушкиным, Тургеневым и Жуковским. С 1886 по 1890 год А. Н. Плещеев проводил летнее время в этом городке. Большая часть его друзей (Некрасов, Майковы, князь Одоевский) давно предпочитали проводить свое летнее время в Ораниенбауме и всячески расхваливали его сельские достоинства и морские виды.
Здесь писал этюды Левитан. Две картины видов окрестностей Ораниенбаума принесли известность А. К. Саврасову, получившему за одну из них звание академика живописи. Над картиной «В лесу Мордвиновой» весной 1891 года работал И. И. Шишкин. Картина эта считается одним из совершенных произведений мастера. Одновременно с ней им написаны здесь же картины: «Дождь в дубовом лесу», «Летний день». В Ораниенбаумском уезде в 1872 году родился талантливый портретист О. А. Кипренский. В запасниках Русского музея хранится незавершенный портрет К. А. Раухфуса, который писал здесь первейший портретист того времени И. Н. Крамской. Портрет не был закончен по той причине, что художник умер прямо за работой, как и мечтал, «с палитрой в руках», мгновенно и тихо. Такова история написания этого незаконченного портрета
К 1918 году дворцы Ораниенбаума были превращены в музеи, а с началом Великой Отечественной войны Ораниенбаумский "пятачок" стал служить плацдармом, который в течение всей блокады удерживался советскими войсками. Таким образом, дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума стал единственным из всех пригородов Петербурга, который избегнул оккупации и разорения. Правда, постоянные обстрелы и бомбежки все равно причинили ему немалый урон.
Ломоносов или Ораниенбаум возник в самом начале XVIII века, почти одновременно с Петергофом. В то время сподвижник Петра I Александр Данилович Меньшиков был назначен губернатором отвоеванного у шведов Ингерманландского края, и в 1707 году ему были пожалованы земли на берегу Финского залива.
Для своей загородной резиденции Меньшиков выбрал прибрежный участок напротив острова Котлин. На этом участке был возведен Большой дворец, своим великолепием затмевавший даже строившийся неподалеку, в Петергофе, дворец Петра I, и разбит Нижний сад - один из первых регулярных садов в России.
Историческое название города в переводе с немецкого языка означает "апельсиновое дерево". Это название, скорее всего, связано с тем, что в дворцовых оранжереях Ораниенбаума выращивались экзотические растения, включая апельсиновые деревья.
В 1727 году Меньшиков впал в опалу, и все его имущество вместе с Ораниенбаумом перешло в государственную казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна подарила его своему наследнику - будущему Петру III.
При Петре III началась новая страница в истории Ораниенбаума. Был отремонтирован Большой дворец, а вблизи дворца построено так называемое "Каменное зало" для концертов. Но нового императора больше интересовали военные сооружения, а не дворцы. Специально для Петра III была построена крепость Петерштадт, от которой до наших дней сохранились только Почетные ворота.
Подарок императрицы оказался для Петра III роковым: именно в Ораниенбауме он узнал о том, что свергнут с престола собственной женой. После этого он был отправлен в Ропшу, где погиб при неизвестных обстоятельствах.
При Екатерине II в Ораниенбауме был создан дворцово-парковый ансамбль, называвшийся "Собственная дача". В ансамбль, строительством занимался придворный архитектор Антонио Ринальди, вошли Верхний парк, Китайский дворец и Катальная горка
Городом Ораниенбаум становится в 1780 году по приказу Екатерины II, чья юность и молодость была тесно связана с этими местами. В 1785 году, когда каждый город России получил свой герб, изображение померанцевого деревца с его ярко-оранжевыми плодами, похожими на апельсины, вошло в герб Ораниенбаума.
Город образовался вдоль городовой улицы (ныне Дворцовый проспект) чуть выше Копорской дороги, уже как купеческое детище. Купцы построили здесь магазины, трактиры, доходные дома, гостиницы и рестораны. Они оценили выгодное соседство с царскими и великокняжескими резиденциями и расположение на главном пути из Ораниенбаума в Кронштадт. Ораниенбаумские офицеры, флотские командиры Кронштадта и состоятельные петербуржцы стали активно снимать и строить в тихом уютном городке дачи для летнего проживания своих семей.
Летом 1882 года здесь снимал дачу Салтыков-Щедрин. Николай Некрасов отдыхал в предместье Ораниенбаума в 1854, 1856, 1858 годах, и на его даче в те годы побывали все известные литераторы. Сюда к нему приезжали: Л. Толстой, И. Тургенев, Н. Добролюбов, Д. Григорович, Н. Чернышевский, Александр Дюма (отец) и другие. В письмах Н. М. Карамзина говорится о посещении им Ораниенбаума вместе с Пушкиным, Тургеневым и Жуковским. С 1886 по 1890 год А. Н. Плещеев проводил летнее время в этом городке. Большая часть его друзей (Некрасов, Майковы, князь Одоевский) давно предпочитали проводить свое летнее время в Ораниенбауме и всячески расхваливали его сельские достоинства и морские виды.
Здесь писал этюды Левитан. Две картины видов окрестностей Ораниенбаума принесли известность А. К. Саврасову, получившему за одну из них звание академика живописи. Над картиной «В лесу Мордвиновой» весной 1891 года работал И. И. Шишкин. Картина эта считается одним из совершенных произведений мастера. Одновременно с ней им написаны здесь же картины: «Дождь в дубовом лесу», «Летний день». В Ораниенбаумском уезде в 1872 году родился талантливый портретист О. А. Кипренский. В запасниках Русского музея хранится незавершенный портрет К. А. Раухфуса, который писал здесь первейший портретист того времени И. Н. Крамской. Портрет не был закончен по той причине, что художник умер прямо за работой, как и мечтал, «с палитрой в руках», мгновенно и тихо. Такова история написания этого незаконченного портрета
К 1918 году дворцы Ораниенбаума были превращены в музеи, а с началом Великой Отечественной войны Ораниенбаумский "пятачок" стал служить плацдармом, который в течение всей блокады удерживался советскими войсками. Таким образом, дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума стал единственным из всех пригородов Петербурга, который избегнул оккупации и разорения. Правда, постоянные обстрелы и бомбежки все равно причинили ему немалый урон.