Агатовые комнаты – апартаменты императрицы Екатерины II,открылись после реставрации

Добавлено: 27.09.2013   techsup@tourout.ru - Editor, просмотров: 989

26 сентября 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» открылись после реставрации Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» – архитектурный шедевр XVIII века. Масштабные работы велись в соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным между ОАО «Российские железные дороги», Благотворительным фондом «Транссоюз» и ГМЗ «Царское Село».
Специалисты Царскосельской янтарной мастерской начали работы в 2010-м. За три года возрождены все семь интерьеров Агатовых комнат, которые создавались в течение семи лет.
Агатовые комнаты – апартаменты императрицы Екатерины II, сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов не только в России, но и в мире. По указу венценосной заказчицы (Екатерина II лично наблюдала за отделкой этих интерьеров и вносила коррективы в проект) придворный архитектор Чарльз Камерон в 1780-х годах создал во втором этаже павильона «Холодная баня» неповторимые изысканные интерьеры – помещения для отдыха и развлечений, ставшие личными покоями императрицы, в которых она в утренние часы просматривала государственные документы, отвечала на письма, занималась литературными трудами. На первом этаже располагались помещения для водных процедур.
Это памятник с удивительной судьбой, вобравшей счастливые и трагические моменты истории. Архитектурный гений шотландца Чарльза Камерона виртуозно соединил два увлечения его современников: античностью и минералогией. Агатовые комнаты – пример творческого переосмысления образа римских терм и античных вилл, доминанта царскосельской «греко-римской рапсодии» – архитектурного ансамбля Терм Камерона, который включает также Висячий сад, Галерею и Пандус. Агатовые комнаты отделаны разными видами уральской яшмы. В отличие от мрамора она обладает гораздо большей плотностью и чрезвычайно трудна в обработке, а ее насыщенный цвет сужает возможности применения в интерьере. Тем не менее, Камерону удалось создать произведение, которое поэт Гавриил Державин назвал «Олимпу равным». Во время нацистской оккупации Агатовые комнаты уцелели, фашисты устроили здесь клуб. При отступлении захватили только то, что располагалось на высоте человеческого роста – в том числе яшмовые вазы, скульптуру, бронзовые барельефы. Пострадали живопись, лепка, наборные паркеты. В 1948-м, после первоочередных восстановительных работ, Агатовые комнаты открылись для посетителей, а в начале XXI века стало понятно, что шедевр погибает и может быть безвозвратно утрачен. Спасти Агатовые комнаты удалось благодаря государственно-частному партнерству: сочетанию деятельной, искренней поддержки благотворителей – ОАО «Российские железные дороги» и Благотворительного фонда «Транссоюз» (76 процентов от общей суммы), средств федерального бюджета, направленных на покупку и реставрацию предметов убранства (21 процент, свыше 85 млн рублей), и собственных средств музея (3 процента). Общая сумма, потраченная на возрождение Агатовых комнат, – более 405 млн рублей, из них большую часть (272 млн рублей) выделили ОАО «РЖД» и БФ «Транссоюз».
При возрождении шедевра музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использовал методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Каждый шаг реставраторов обсуждался на реставрационных советах с участием ведущих петербургских специалистов. И почти каждое решение рождалось в жарких дискуссиях. Спектр работ был огромным: консервация и реставрация позолоты, живописных вставок, скульптуры, каменной облицовки стен, реставрация паркета и бронзового декора.
Особенно горячие споры развернулись по поводу реставрации мраморных каминов Большого зала, один из которых был привезен из Италии, а второй изготовлен по его образцу в мастерской Шарлеманя. Во время войны мраморные рельефы с них были утрачены. Эксперты решили обратиться к их аналогам – чудом сохранившемуся фризу камина из Опочивальни Александровского дворца и выполнить копии рельефов в современном материале. Второй камин было решено оставить таким, каким он дошел до наших дней – со следами креплений и рельефных фигур как свидетельство той войны.
Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской этот объект оказался даже сложнее, чем легендарная Янтарная комната. «Это прорыв в российской реставрации» – таков был вердикт Реставрационного совета, принимавшего работы в Агатовых комнатах. Благодаря консервационной методике реставрации Агатовые комнаты предстают перед нами почти такими, какими их видела Екатерина II и ее современники. Сохранены не только элементы отделки семи интерьеров, неповторимое сочетание «цветных каменьев», но и «патина времени» памятника с более чем двухсотлетней историей. Работы велись в строгом соответствии с графиком. В декабре 2011-го были открыты Агатовый кабинет и Библиотека, в октябре 2012-го – Большой зал. Затем специалисты Царскосельской янтарной мастерской завершили возрождение еще четырех интерьеров – Яшмового и Овального кабинетов, Кабинетца и Лестницы. К окончанию реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению шедевра. Агатовые комнаты – технологически чрезвычайно сложный реставрационный объект. Тем не менее, именно здесь впервые музей решил открывать залы для посетителей по мере их готовности, не дожидаясь завершения всего комплекса работ. С апреля 2012 года в павильоне работает Детский центр.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ:
Для убранства Агатовых комнат использовался мрамор и 25 тонн разноцветной яшмы.
Стены двух кабинетов – Яшмового и Агатового – облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита. Такую яшму в XVIII веке называли «мясным агатом», из-за чего интерьеры получили название Агатовых комнат.
Для обеспечения долговечности отделки Агатового и Яшмового кабинетов было решено выложить кирпичные стены плитами известняка и затем облицевать яшмой. Облицовке предшествовали три года подготовительных работ. Особую трудность представляли завершающие процессы – шлифовка и полировка, призванные выявить яркость красок, глубину и сочность тонов, красоту рисунка. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около 200 квадратных метров стен, наличников и карнизов.


Данный материал принадлежит городу Пушкин, Царское Село, Санкт-Петербург, Россия и в нём упоминаются достопримечательность Царскосельский Екатерининский дворец и парк.
сортировать : по убыванию / по возрастанию