Деревня Доможирка, Гдовского района. Церковь Троицы Живоначальной

Добавлено: 29.03.2011   praga techsup@tourout.ru - praga, просмотров: 1513

Церковь Троицы в селе Доможирка расположена в одном из самых дальних погостов на севере Псковской земли в 25 километрах от старинного русского провинциального города Гдова. Назван он был так в честь равноапостольной княгини Ольги, которая после смерти князя Игоря получила во владения эти земли где и был основан так называемый Вдов-город. Затем он уже стал Гдовом.
Храм в Доможирке один из самых замечательных памятников периода зрелости псковской архитектуры, а, точнее сказать, один из последних чисто псковских храмов, построенных перед самым закатом этой архитектурной школы. Спокойная, уравновешенная, максимально симметричная композиция, состоящая из главного Троицкого и двух боковых (с юга и севера) приделов представляет собой настоящий законченный архитектурный ансамбль. Правда, любуясь храмом в настоящее время, надо учитывать то, что современный свой облик он получил во время реставрации, которая проводилась в период с 1965 по 1972 годы под руководством псковского архитектора-реставратора Михаила Ивановича Семенова. М. И. Семенов известен еще и тем, что, когда храм в Доможирке, благодаря реставрации приобретал свои древние первоначальные формы, он одновременно с этим занимался восстановлением стен и крепостных башен Псково-Печерского монастыря. Активную роль сыграла также в деле начала советской реставрации храма, а затем выполнила и все чертежи, по которым она осуществлялась, Вера Алексеевна Лебедева.
Троицкая церковь несмотря на свою явно значимую роль, которой она обладает в ряду хорошо сохранившихся псковских храмов, все же остается малоизвестным памятником средневековой русской архитектуры. Практически все упоминания о храме в работах, посвященных псковской архитектуре, носят о ней крайне скудный описательный характер. Как это не удивительно, но единственной специальной работой о церкви до сих пор является статья академика Петра Петровича Покрышкина, опубликованная ровно сто лет назад. Статья эта появилась в «Известиях Императорской археологической комиссии» и носила название «Церкви псковского типа XV -XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове». Более специальных исследований о церкви нет. Материалы же реставрации Троицкой церкви в Доможирке также не введены в научный оборот. История Троицкой церкви в Доможирке никогда не была еще предметом специального изучения.
Доможирка, ныне, небольшое село, где де-юре прописана одна единственная жительница 1914 года рождения. Все остальные ее жители - приезжающие дачники. С древних времен здесь находился погост - центр местного самоуправления с церковью и кладбищем. Погостские церкви, как правило, являлись не только местом, рядом с которым проводились местные ярмарки (известно о двух таких ярмарках в Доможирке: осенняя проводилась в день памяти мученицы Параскевы Пятницы 10 ноября; а летняя - в так называемую «доможирскую Пятницу», которая не отмечена в церковном календаре, но все равно всегда празднуется местными жителями, так это скорее всего связано с преданием, что именно в этот день, в последнюю пятницу перед Рождеством Иоанна Предтечи (7 июля) на берег озера была вынесена икона опять же мученицы Параскевы, почему и был освящен в ее честь южный придел храма), но они были и своеобразными общинными архивами, где хранились различного рода грамоты и документы. И, действительно, в доможирской церкви также существовал подобный архив, который располагался в храме и сгорел при пожаре в 1900 году.
Ровно сто лет назад побывавший на месте пожара по поручению Императорской археологической комиссии в ноябре 1902 года академик Петр Петрович Покрышкин писал, что: «В декабре 1900 года пожаром (были) уничтожены все деревянные части церкви: крыши, весь внутренний церковный наряд и архив, так что ничего не удалось спасти. Пожар начался от забытой восковой свечи; загорелась сперва ризница (в древности северный Никольский придел), потом иконостас средней церкви, и когда огонь заметили, было уже поздно» (Покрышкин П. П. Церкви псковского типа XV -XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове. // Известия Императорской археологической комиссии, Вып. 22. СПб., 1907. С. 22). Одним из документов, который хранился в церковном архиве, был документ о церковном землевладении.
Из межевого дела, хранящегося ныне в ЦГИА СПб., известно, что в 1784 «июня 5 дня по указу ее Величества государыни императрицы Екатерины Алексеевны самодержицы всероссийской... учинена межа во Гдовском уезде в (Каменной - ?) губе сельце Доможирке с пустошми Ивановской, Вениковой, Моисеевой с ее пашенною землею сенными покосы лесными и прочими угоды и которыя состоят во владении прапорщика князя Михаила Афонасиева сна Елецкого» (ЦГИА СПб. Ф. 262. Оп. 15. Д. 432. - Лист 1). На плане земель, принадлежащих князю, и хранящемся в архиве, мы видим и границу церковных земель, которые тянулись почти на полтора километра вдоль берега Чудского озера. На нем имеется надпись, что по линии «от К до А писцовая церковная земля Троицкой Церкви Доможирского погоста владения священно - церковно служителей». В «Историко-статистических сведениях о С. - Петербургской епархии» за 1885 год на страницах со 164 по 166-ю мы читаем, что: «Из 45 десятин церковной земли, 25 десятин, по берегу Чудского озера, представляет неудобную для обработки песчаную местность. Из остальных 20 десятин часть занята церковью, кладбищем и усадьбами; остальное - пашнею, сенокосами и огородами. Земля эта окружает церковь с севера и юга; одно пахотное поле лежит за сельцом Доможиркой и хотя недалеко от погоста, но, находясь за глазами хозяев, часто подвергается потравам». Далее мы читаем, что «границы прихода: Чудское озеро и приходы Скамейский, Каменный и Павловский. Из деревень ближайших к погосту (1-2 верст) суть: Доможирка, Мяковщина, Богдановщина и Лядины; более отдаленные (от 7 до 9 верст): Мошкино, Мольяковщина, Сикково, Вяжищи, Козловщина, Мельговщина, Хитово, Заханье, и Сиповщина. Остальные деревни: Орел, Куземкино, Рябинкино, Веретии и Кишкино. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. м. п. 1066, ж. п. 1224». Церковного капитала было 400 рублей.
Так вот, в тоже самое время, когда составлялся план земель князя Елецкого, были составлены межевые планы и другим окрестным помещикам, что видно из межевого дела бригадирши Авдотьи Ильиничны Алексеевой, которое также ныне хранится в ЦГИА. (Фонд. 262. Опись 15. Дело 1167). На плане Алексеевой мы читаем: «Геометрический специальный план Гдовского уезда… губы пустоши… сидения Доможирка план общаго владения бригадирши Авдотьи Ильиничны Алексеевой секунд майора Николая Семенова сына Алексеева учиненного в 1784 году июня 23 дня…» Межевали тогда же вместе с помещичьими и церковные земли, и был составлен план 1784 года, о котором упоминается в «Историко-статистических сведениях о С. - Петербургской епархии», которые были составлены в 1885 году. Здесь мы читаем, что: «В храме достопримечательны: 1) Деревянный, осьмиконечный, обложенный серебряными пластинками крест, с ликами Распятого Господа, Матери Божией, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника; 2) образ св. Параскевы, считающийся чудотворным и привлекающий богомольцев особенно 28 октября и в пятницу пред рождеством Иоанна Предтечи; 3) Находящаяся в приделе Параскевы чугунная доска с надписью, изображенною вязью (надпись гласит: «Лета 7190 (1682) марта в 5 день, на память святого мученика Конона Градаря в подачю (?) часов денных преставися раб Божий, псковский помещик Фотий Евфимьев, сын Желнныский (?). Вверху доски крест и буквы Црь Сла. Ис. К. М. Л. Т. ХС. Р. б.» прим. - авт.). В архиве хранится план на церковную землю и межевые книги, составленные в 1784 г. при священнике Лавре Степанове; на них большая печать Императрицы Екатерины II. Метрические книги существуют с 1789 года» (Историко-статистические сведения о С. Петербургской епархии. Вып. 10. С. - Петербург, Изд. С. - Петербургского епархиального историко-статистического комитета, 1885. С. 164 - 165).
Надо отметить, что размер церковных землевладений доможирской Троицкой церкви, а это порядка 49 гектаров (Русская десятина по указу 1753 года равнялась 2400 кв. саженям или 1, 0925 Га - прим. авт.) практически с 1784 по 1900 год не менялся. В этом смысле интересен документ, также хранящийся в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (Фонд 262. Опись 5. Дело 1205. Лист 3), который содержит приговор крестьян 1900 года. В нем мы читаем: «1900 года декабря 15 дня мы нижеподписавшиеся крестьяне С. - Петербургской губернии Гдовского уезда Добручинской волости деревни Доможирки, бывшие господ Косяровских, быв сего числа в общем собрании в присутствии нашего Доможирского сельского старосты Ивана Фадеева имели между себя рассуждение об своих полевых и покосных наделов, а также обрезной пустоши Мосяковщины, которая куплена нами от господ Косяровских 24, 5 десятин, так как мы не знаем правильного размежевания всех наших угодий, между соседними деревнями, а именно деревень Мяковщины, Рябинкина, Лядин, Чермы, Богдановщины и причтом Троицкой Доможирской церкви, то посоветовавшись единогласно просим С. Петербургское Губернское правление о высылке межевого инженера, для указания правильного размежевания упомянутых наших угодий на будущее лето 1901-м году. В том и подписуемся крестьяне деревни Доможирки, Данила Климанов, а по неграмотности его, и равно и за себя расписался Иван Кириллов, Иван Кузьмин, Гаврила Кириллов, Конон Кириллов, Матвей Моисеев, Николай Григорьев, Егор Фемидов, Кузьма Григорьев, Алексей Екимов, Федор Марков, Степан (Д)Митриев, Анисим Екимов, Никифор Филиппов, Яков Федоров, Симен Никаноров, Иван Фадеев» (орфография и смысл документа сохранены - прим. авт.). В этом же деле содержится прошение в С. Петербургское Губернское Правление по губернской чертежной доверенного от общества крестьян деревни Доможирка Александра Кондратьева Ерофеева с просьбой «о командировании землемера для возобновления межевых знаков дачи Гдовского уезда деревни Доможирка», а также специальный план земель и уставная грамота. Этот план повторяет практически до сажени все расстояния линий, обозначающих земли Троицкой церкви по состоянию на 1784 год. Крестьяне, подлинные имена которых сейчас, спустя 107 лет, вновь зазвучали, в точности представляли себе, где была их земля, где была земля соседей, а где церковная. Межевание крестьянских земель было выполнено землемером Губернской чертежной мастерской Ивановым, о чем свидетельствует запись в журнале Присутствия С. Петербургского губернского правления от 4 марта 1902 года (ЦГИА Спб. Ф. 262, Оп. 5, Д. 1205. Лист 40).

Священник Благовещенского храма (на Пискаревке) г. Санкт-Петербурга Дмитрий Пономарев


Данный материал принадлежит .
сортировать : по убыванию / по возрастанию