Цифровое будущее таможни

Добавлено: 26.07.2018   Мир в кармане - tnik0808, просмотров: 471

Федеральная таможенная служба на протяжении многих лет двигалась в направлении автоматизации и цифровизациипроцессов таможенного контроля, и сегодня уже видны результаты этой планомерной и систематичной работы.Электронное декларирование через центры электронного декларирования, удаленный выпуск и удаленная оплата таможенных платежей – все эти механизмы четко отлаженыи работают как часы. В части технологического прогресса таможню можно назвать одним из самых передовых ведомств в России.Во многом это связано со спецификой деятельности, которая требует максимальной оперативности в принятии решений для обеспечения своевременного выпуска товаров. Именно поэтому большая часть таможенных операций уже сейчас переведена в онлайн.

Принципы активного использования цифровых технологийостаются приоритетными в комплексной программе развития ФТС России до 2020 года, а также в новом Таможенном кодексе стран Евразийского экономического союза. Ежедневно в информационных системах ФТС формируется несколько десятков миллионов различного рода сообщений, и ФТС является одним из первых ведомств, которое вплотную подошло к работе с большими данными (Big Data). Центры электронного декларирования, система управления рисками, электронный реестр объектов интеллектуальной собственности, доступ к информационным ресурсам 32 ведомств – это не далекие планы на будущее, а уже реальность работы российской таможни.

Повсеместно внедряются и используются таможенные онлайн-сервисы,и не только для юридических лиц через Личный кабинет участника ВЭД, но и для физических лиц, например, удаленная оплата таможенных платежей. В данный момент ФТС активно работает над централизацией счетов и созданием единого платежного пространства для участников внешней экономической деятельности (ВЭД) вместо множества разрозненных лицевых счетов на каждой конкретной таможне.
Развитие центров электронного декларирования (ЦЭД) планомерно снижает необходимость прямого контактапредставителей компанийс таможенными инспекторами. Работа 16 ЦЭД по стране позволит исключить человеческий фактор, а значит,снизить коррупционную составляющую и добиться полного контроля и единства правоприменительной практики.

Однако на пути цифровизации таможни возникают и некоторые объективные препятствия. «В настоящий момент не все сервисы ФТС можно полностью автоматизировать и цифровизировать. Во многом это связано со спецификой взаимодействия таможни с другими ведомствами, такими, как, например,Россельхознадзорпо фитосанитарным вопросам и Роспотребнадзор по санитарно-эпидемиологическим вопросам. Далеко не все ведомства находятся на релевантном технологическом уровне развития, а если и находятся, то разница в подходах и используемоминструментарии зачастую усложняет синхронизацию информации для обмена. К примеру, ФТС в своих данных ориентируется на партии товаров, а Федеральная налоговая служба – на денежные потоки», – комментирует заместитель генерального директора, технический директор оператора таможенных платежей ООО «Мультисервисная платежная система» Андрей Чешко.

По его словам, есть и другая причина. «Ряд таможенных документов невозможно использовать в электронном виде из-за отсутствия единого пространства доверия и единого оператора, который мог быэтот вопрос курировать. К таким бумагам относятся, например, документы Евросоюза, которые отличаютсяот российских криптографией и электронной подписью. Таким образом, без соответствующих механизмов проверки невозможно убедиться в их достоверности в электронном виде», – отметил он.

Кроме того, использование цифровых документов и, в частности,электронной цифровой подписи (ЭЦП)остается зоной, сопряженной с определенным риском. Это происходит из-занедостаточной грамотности граждан в вопросах информационной безопасности, отсутствия целостного понимания механизмов работы ЭЦП. Вопрос и в том, что контроль за организациями, предоставляющими ЭЦП, ведется не всегдав полной мере. В результате возникают неприятные кейсы, когда внутри организации значимые действия от ее имени может провести лицо, на это неуполномоченное. Есть случаи, когда в мошеннических целях ЭЦП оформляется на третье лицо. Отдельную роль играет доступность персональных данных граждан, запрашиваемых в обязательном порядке многими инстанциями. Защита и хранение этих данные зачастую выполняется на недостаточном уровне.

Именно поэтому, несмотря на все плюсы цифровизации, в условиях отсутствия единого пространства доверия и ужесточенного контроля за процедурой выпуска ЭЦП важно иметь документы в бумажном варианте. Они будут выступать физическим подтверждением при возникновении спорных вопросов.


Данный материал принадлежит стране Россия.
сортировать : по убыванию / по возрастанию