Айон Орос - государство Святой горы. Ouranopolis Greece.

Пользователь Дед3 » Отчеты и рассказы » Айон Орос - государство Святой горы

 
Общие впечатления об отдыхе:
Священное место
Подробный отзыв о поездке:
Айон Орос — государство Святой горы.

Всем известно о существовании особого католического государства Ватикан, но мало кто знает, что свое государственное образование есть и у православных. Это Святая Гора Афон. Статус Афона, входящего в состав Греции на правах автономии, значительно скромнее, чем у Ватикана. Но такими атрибутами суверенитета, как флаг, герб, собственные законодательный орган и правительство, въездные визы и даже номера автомобилей, Афон обладает. На территории гористого полуострова, врезающегося в Эгейское море на 40 с лишним километров, располагается монашеская республика, история которой насчитывает тысячу с лишним лет. Официально это самоуправляемое сообщество двадцати православных монастырей называется «Автономное монашеское государство Святой Горы». Высшие административные органы Святой Горы располагаются в Карее. На Афоне существует две системы администрации – гражданская и монастырская.
Правительство Греции представлено на Святой Горе губернатором, которому подчиняются полиция и почта. За уголовные преступления, предусмотренные гражданским законом, обитателей Афона судит греческий суд.
Высшим законодательным и судебным органом монастырского управления Святой Горы является Чрезвычайное двадцатичленное собрание, состоящее из настоятелей всех двадцати монастырей.
Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора») - Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года.
Афон для православных всего мира – одно из главных святых мест, почитается как земной удел Богородицы. И это единственная женщина, которая присутствует там постоянно. Одним из самых известных обычаев монашеской горы Афон является запрет на въезд женщинам и домашним животным женского пола. Исключение сделано только для кур, несущих яйца, которые используют в иконописи, и кошек, которых используют для ловли грызунов.

Сейчас уже не в диковинку люди, сподобившиеся побывать на Святой Горе Афон. Но в 2004 году, когда я загорелся фантастической идеей попасть на Айон Орос — Святую Гору, информации об этом было очень мало. Ведь чтобы попасть на Афон, нужно было предварительно заказать специальный документ – диамонтирион — въездную визу, дающий право доступа на полуостров на определенное время. Только после его предъявления вам продадут билет на паром, а при входе на паром дополнительно проверят его наличие.
Прилетев с женой в Грецию по обычной туристической путевке на курорт Кассандра полуострова Халкидики я в отеле сразу обратился за помощью на рецепшен и они любезно согласились мне помочь. Они связались по телефону с Бюро паломников в Салониках и когда оттуда прислали предварительное согласие на выдачу мне визы, по электронной почте послали копию паспорта. Дополнительно просили указать имя отца, моё вероисповедание, адрес проживания и номер телефона. Дольше оставалось только ждать и надеятся на чудо. И вот за 3 дня до окончания путевки по электронной почте получил подтверждение, что виза открыта. Попасть на полуостров можно исключительно морем, на земле граница закрыта, да и дороги там практически нет. Ближайший свободно доступный греческий курортный поселок – Уранополис. Из Уранополиса в главный порт Афона – Дафни – ежедневно курсируют паромы. Отплытие парома в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45. Сразу заказал такси на очень раннее утро, потому-что на обычный путь через Салоники времени уже не было. Таксистом была женщина, которая услышав мою историю сказала, что то, что мне дали визу это действительно чудо и наверное сыграло роль мое греческое имя Геннадий. (Кстати на Родосе недалеко от городка Линдос есть населенный пункт с именем моего Святого.)
По прибытии в Урануполис перед посадкой на паром зашел в офис Mount Athos Pilgrim's Bureau, предъявил свой паспорт и получил свой Диамонитирион. Стоимость визы у меня была 25 евро.
Паром Уранополис-Дафни идёт 2 часа, делая остановки на всех причалах. Таких остановок 6-8. Это все монастыри, стоящие на побережье от Уранополиса до Дафни и причалы некоторых монастырей, которые стоят в глубине полуострова, но имеющие свои причалы на этой стороне (например, Хиландар, Зограф).
Вышли с парома на пристани русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Встречает нас архондаричный, монах ответственным за паломников. Размещение приехавших паломников осуществляется в архондарике (монастырской гостинице). Паломник должен предъявить паспорт и диамотирион. Началось размещение с посещения столовой гостиницы, где на столе стоял поднос с рюмками и стаканами. В рюмках была водка, в стаканах - вода. Тут же в тарелке лежал рахат-лукум и хлеб. Позже я выяснил, что таким образом принято встречать гостей во всех монастырях Афона. Мы выпили водки, закусили лукумом и запили его водой, после чего нас принял на руки о. М. и повел по кельям расселяться.
В Свято-Пантелеймоновом монастыре есть как отдельные, так и общие кельи. Меня поселили в двухместную келью с поломником из Санкт-Петербурга. Келья представляет собой совсем небольшую комнату, обстановка аскетичная: шкаф, кровать, тумбочка, стол и стул, слабая лампочка. На стене две иконы, окно (в нашем случае выходило на море). На столе лежит Библия. Бельё чистое, лежит плед и полотенце. Туалет и душ общие, находятся на том же этаже.
Основные правила пребывания в монастыре следующие:
-Паломникам, проживающим в архондарике, нельзя оставаться в монастыре после окончания повечерия – они должны покинуть монастырь до закрытия ворот;
-Всем паломникам запрещается ходить в шортах и нижнем белье на всей территории монастыря (в том числе и в архондарике);
-Миряне во время Богослужения и трапезы должны быть одеты в рубашки (или другую одежду) с длинными рукавами и не должны носить открытую обувь без носок.
Потом был короткий экскурс по монастырю. Главный соборный храм монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона был построен в начале 19 века и знаменит замечательными росписями, выполненными в лучших традициях русской иконописной школы. В храме хранятся и несколько бесценных святынь, среди которых глава Святого Пантелеимона, мощи многих Святых. Вторым соборным храмом монастыря является храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь находятся чудотворная икона Божией Матери Иерусалимской, а также икона Иоанна Предтечии, древнейшая икона святого великомученика Пантелеймона и другие церковные реликвии. Третий храм назван в честь святителя Митрофана, воронежского чудотворца.
Сокровище монастыря — библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года. В ней хранятся 1064 рукописей и 25 000 книг.
Колокол храма св. Пантелеймона считается самым большим на Балканах. Находится он на первом этаже колокольни над Трапезной. Весит колокол 13 тонн, в диаметре 2,70 м и 8,71 м в окружности.
По состоянию на 2006 год братия монастыря составляла около 50 монахов и послушников.
О. М. спросил, захочу — ли я встретиться с иконописцем монастыря, который, узнав что я из Санкт-Петербурга, просил о встрече. Конечно я согласился и вскоре уже был в иконописной мастерской. К своему стыду я забыл имя этого человека с редкой судьбой - а других в монастыре наверное и нет. Он оказался Ленинградцем, художником, выигравшим конкурс на реставрацию икон Свято-Пантелеимонова монастыря и по контракту здесь работавшим. По окончании контракта вернулся в Питер, но через какое-то время понял, что уже не может жить и работать без атмосферы монастыря, и вот уже несколько лет живет здесь и пишет и реставрирует иконы. Мы очень по доброму поговорили и я почуствовал, что он доволен нашей встречей.
Там-же я познакомился и общался с художником Алексеем Донцовым, который в монастырях Святого Афона изучал предметы церковной утвари, утраченные в годы атеизма в России (их переплавляли на драгметаллы и покупали за границей паровозы). Уже дома я узнал, что он выдающийся петербургский художник-ювелир, эмальер . Его работы находятся в православных храмах Финляндии и в монастырях Святого Афона в Греции, а также и в православных церквах России. Он создает великолепные предметы церковной утвари (иконы, лампады), светские работы (ковши, яйца пасхальные, солонки,чарки и пр.). От этого знакомства у меня сохранилось прекрасное впечатление от общения и открытка с его работами и дарственной надписью.
Днем по Афонскому времени, а по обычному - часов в шесть вечера, была трапеза.
Огромная на 800 мест трапезная, расписанные на библейские темы стены и своды. Посадили меня неожиданно близко к головному игуменскому месту стола среди монахов. После молитвы и благословения “предстоящих яств” игумен садится, в подобающем окружении, и садимся мы. На кафедру взошел чтец и начал чтение, а мы стали “трапезовать”. Ужин состоял из блюда типа щей в железной кастрюле (посуда вообще вся только железная), но на привычные нам щи не сильно похожие, состоящие из капусты с томатом и фасолью, на второе было пюре и кабачки с соусом и чай. Все прилично и вкусно.Трапеза для всех одна, тут и монахи и паломники. Отдельно в общей мисочке была черешня, в пластиковом корытце - белый и черный хлеб. Стояли кувшины с чистой водой. Ходящие между столов братья разливали чай. Я поглядывал на монахов, они ели молча (по Уставу), не глядя по сторонам, с выражением довольно безучастным. Через 15 минут раздался звон колокольчика и все тут же положили ложки и встали. Настоятель монастыря, отец Иеремия, читает молитву. Я не успел выпить чай — а он был горяченный - но это были мои проблемы. Но хватило и так, и за все время нахождения в монастыре я ни разу не проголодался, впрочем, бывалые паломники мне говорили, что на Афоне вообще еда уходит на второй план - место такое, что и так сыт. Теперь соглашусь, на себе проверил.
Как оказалось в обычные дни ковчег с главой вмч. Пантелеимона не доступен для поклонения. Но божий промысел привел на Афон высоких церковных гостей и спасибо о. М., который поймал нас после трапезы и шепнул, что если поторопимся, то можем «на плечах» священнослужителей попасть к святыням. Так в главном соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря мы приложились к честной главе этого великого святого, составляющей бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской.

День монастыря заведен строго и движется по часовой стрелке. Но так как все необычно на Афоне, то и часы удивительные: когда садится солнце, башенную стрелку ставят на полночь. Вся система меняется по времени года, надо передвигаться, приспособляясь к закату. В мае разница с “европейским” временем выходит около пяти часов.
Так, утреня в Пантелеймоновом монастыре начиналась при мне в шесть утра – в час ночи по-нашему. Она продолжается до 4-4 1/2 часов. За ней идет литургия – до 6 ч., следовательно, почти вся ночь уходит на богослужение – характерная черта Афона. До семи полагается отдых. С семи до девяти “послушания”. Все послушания раздаются исходя из нужд братии, но как я понял со второго дня пребывания поломника, так что я в это время был свободен.
В девять утра трапеза. Затем до часу вновь послушание. В час чай и отдых до трех. Послушание до шести вечера. В шесть вечера вторая трапеза, если это не постный день. Если же понедельник, среда или пятница, то вместо трапезы полагается чай с хлебом. Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, оно продолжается от семи до восьми. Время до часу, когда начнется утреня, и есть основной сон монаха .
За 30 минут до начала Богослужения в монастыре звонят в колокола, а в архондарике – в колокольчик (перед повечерием звонят за 15 минут). Будят до начала службы, чтобы у братии и поломников было время прочесть молитвы и умыться.
Прохожу на указанное мне место в храме и опершись локтями на подлокотники слушаю службу. На Афоне службы длятся по 5 - 8 часов, стоять на ногах всю службу могут не все, а потому в стасидиях (это расположенные вдоль стен, стоячие кресла-скамейки) можно опереться на подлокотники или присесть.
Я и раньше слышал церковные песнопения, но такое «ангельское» пение, проникающее в самую души и размягчающее ее, слышал впервые. И глаз от поющих было не отвести, даже неудобно.
Часам к трем утра подбирается усталость. По правилам Пантелеймонова монастыря, экклесиарху полагается во время ночных служб обходить монахов и задремавших трогать за плечо. Но я этого не видел. Не видал и заснувших. Дремлющие же бывают. А нам, мирским, с непривычки борьба со сном особенно нелегка, однако наступает переломный момент и опять полегче.
И вот служба заканчивается и наступает момент к иконам прикладываться.
Это сложное, медленное и торжественное действие. Оно завлекает своею благоговейностью и спокойным величием.
Конечно-же я заказал полугодовое поминовение за близких и родных и подал записки о упокоении усопших родственников. Приобрел икону святого великомученика Пантелеймона и бутылочку с маслом от лампады его чудотворной иконы.
Перед отьездом утром меня напоили чаем с хлебом, да и с собой дали чудесных на вкус монастырских сухарей. На весь день возвращения мне хватило одного сухаря.
Покидал монастырь я на том-же пароме. Отправление парома из Дафни в Уранополис в 12:10, он заходит в Свято-Пантелеимонов монастырь в 12.20, прибытие в Уранополис: 14:15 ( отправление рейсового автобуса в Салоники ).
Было приятно столкнуться в Пантелеимоновом монастыре с удивительными людьми и с традиционным славянским гостеприимством, открытостью и радушием, а еще с родной русской речью, как в общении, так и на богослужении.
Закончить хочу словами русского писателя Бориса Зайцева (29 января (10 февраля) 1881, Орёл — † 28 января 1972, Париж ) из его описания посещения Афона:
«...Это непривычно для мирянина. Но в монастыре вообще все непривычно, все особенное. Монастырь – не мир. Можно разно относиться к монастырям, но нельзя отрицать их “внушительности”. Нравится ли оно вам, или нет, но здесь люди делают то, что считают первостепенным. Монах как бы живет в Боге, “ходит в нем”. Естественно его желание приобщить к Богу каждый шаг своей жизни, каждое как будто будничное ее проявление. Поняв это, став на иную, высшую, чем наша, ступень отношения к миру, мы не удивимся необычному для светского человека количеству крестных знамений, благословений, молитв, каждений монашеского обихода. Здесь самую жизнь обращают в священную поэму.»

Святая гора Афон, русский Свято-Пантелеимонов монастырь , 15-16 июня 2004 года.

Пожаловаться на отчёт  Слайд-шоу  Постраничный просмотр
Диамонитирион - виза на посещение паломниками Святой Горы Афон.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Причал монастыря Зограф - болгарский монастырь, посвященный Св. Георгию Победоносцу.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Причал монастыря Костамонит, греческий, освещен во имя Стефина - Первомученика.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Монастырь Дохиар, греческий, 11 век, 8 ноября Святые Архангелы Михаил и Гавриил.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Монастырь Ксенофонт, греческий, 10 век, Соборный храм - Георгий Победоносец.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Монастырь святого великомученика Пантелеймона. На своем нынешнем месте монастырь появился после 1765 года

Город Уранополис Халкидики Греция   
Монастырь святого великомученика Пантелеймона. Архондарика. Келья.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Монастырь святого великомученика Пантелеймона. Архондарика. Келья.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Потир, ковш и пасхальное яйцо работы Алексея Донцова.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Ковчег с главой вмч. Пантелеимона.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Ковчег с главой вмч. Пантелеимона.

Город Уранополис Халкидики Греция   
Греция, о. Родос, Деревня Геннади, залив Геннади, Gennadi beach

Город Уранополис Халкидики Греция   



0 Поставь оценку фото-отчёту от 1 до 9
Оставить отзыв   

Добавить свой комментарий
Введите текст с картинки