Путешествие по северным и центральным областям России. Russia.

Пользователь Andrq » Отчеты и рассказы » Путешествие по северным и центральным областям России
15 августа 2014 - 15 октября 2014 Россия Автопутешествия Историко-познавательный отдых 22.02.2015 14:17

Впечатления не забываемые
От -5 до + 25
Во сколько обошлось путешествие, стоимость и цены на отдыхе:
40000 руб.
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Хочу составить отчет о моей двухмесячной паломнической поездке по Северным епархиям. Меня зовут Александр, 38 лет. Живу в Рязани.Выехал из Рязани в ночь с 15 на 16 августа 20014 года. Первая литургия была в знаменитом Ново-Иерусалимском монастыре. Монастырь довольно большой. С внешней стороны огромные стены. Находиться в поселке Истра Московской области. К сожалению все омрачилось тем, что монастырь внутри был сильно перекрыт и перегорожен, так как там шла реконструкция.
Здесь я встретился со своими попутчиками Романом и Светланой. Он музейный работник, она художник, к сожалению люди неверующие. Из поселка Истра мы отправились в город Тверь. По дороге заехали в город Солнечногорск, посмотреть на озеро Сенеж. Это было первое наше небольшое озеро, которое мы увидели в дороге.
В этот же день мы приехали в Тверь. К сожалению этот старинный город мне понравился мало. Все музеи закрыты на ремонт. Единственно, хорошая набережная и памятник Афанасию Никитину. Заночевали Мы в небольшом, но очень хорошем Свято-Екатерининском женском монастыре. Прекрасная паломническая бесплатная гостиница, с новым ремонтом. Перед этим заехали в Николо-Малицкий Мужской монастырь, где сытно пообедали. Это небольшой совершенно новый монастырь, где правда места под ночевку для паломников нет. На следующий день я был в Великолепном Воскресенском кафедральном соборе на утренней Воскресной литургии, поклонился мощам святого архимандрита Сергия. Служил, кстати сам Владыка. Там же находятся и Христорождественский женский монастырь, но он небольшой и не в очень хорошем состоянии. После службы мы выдвинулись в Осташков, по пути заехав в Торжок.
Торжок небольшой, но интересный город. Есть Борисоглебский мужской монастырь, который требует серьезной реставрации. Посетили историко-этнографический музей, то же так себе. Посетили Новоторжский кремль. Там военно-исторический клубы выставляют копии средневекового оружия, есть укрепления. Там проводятся военно-исторические фестивали. Кремль понравился. В этот же день 17 августа приехали в Нило-Столобенский монастырь. Монастырь Большой, все реставрационные работы там сделаны. Находиться на Столбном острове. в поселке Светлица. Остров находиться на огромном озере Селигер. Из поселка есть проезд по дамбе. Мне очень понравился. Правда стоимость ночевки в паломнической гостинице 600 руб., но сюда еще входит обед и ужин за общим трудническим столом. То есть бери и ешь сколько хочешь. 17 го числа мы осмотрели Монастырь, на следующий день мы съездили в Осташков 25 км от Монастыря. Посетили там женский монастырь. Погуляли по берегу озера Селигер. Следующую ночь мы ночевали в палатке, напротив монастыря в лесу. 19 го августа встретили праздник Благовещения, отстояли литургию, поклонились мощам преподобного Нила Столобенского и поехала в Новгородскую область на Валдай в Иверский мужской монастырь.
По пути заехали в город Вышний Волочек, но ничего там интересного не нашли. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь находиться в живописном месте. На острове в Валдайском озере, окружен лесом. Но к нему насыпана дамба. поэтому мы легко проехали туда на машине. Монастырь небольшой и все реставрационные работы там сделаны, что очень приятно. Стоимость ночлега 400 руб. с человека. Отстояв на следующий день литургию мы отправились в город Валдай. Посетили музей колоколов и краеведческий музей. Ничего интересного, особенно не понравился музей колоколов. Располагается в небольшом помещении и представлены маленькие колокольчики, совершенно не исторические.
Покинув Валдай мы отправились в первую столицу княжеской Рюриковской Руси Великий Новгород. В этом городе мы были 3 дня. Город великолепнейший, пропитан древней стариной. Огромный кремль с высокими стенами со множеством музеев внутри. Мост через Волхов и вот Ярославово дворище с церквями 11-12 века. Первым делом посетили Святую Софию и отстояли там вечернюю службу. В этом Великом храме множество святынь.
Ночевали в эту ночь в знаменитом Варлаамо-Хутынском женском монастыре в платной монастырской гостинице. Утром поклонились мощам Варлаама Хутынского, отстояли литургию и поехали в Новгород. Первым делом я посетил Исторический музей в Кремле, в котором я провел три часа. Музей интереснейший, великое множество экспонатов, особенно по глубокой древности. Всем рекомендую. Недалеко от музея идут серьезные раскопки, куда мы тоже сходили. Мы обошли все музеи Кремля и Ярославова дворища, очень интересно. Множество старинных икон, берестяных грамот, древних колоколов. оружия.
После незабываемого посещения музея мы отправились по древним Новгородским церквям и монастырям. Правда все монастыри в самом Новгороде закрыты, что очень странно, В одном архив, в другом военкомат. в третьем музей и так далее. Сохранились и почти все отреставрированы древние церкви 12-16 века. В них, как правило, находятся музеи: фресок, древних ювелирных изделий и еще чего-нибудь. Так же мы объехали все близ лежащие древние церкви от Новгорода. В целом этот день был полон впечатлений и я отправился ночевать в Юрьев Монастырь, неподалеку от Новгорода.
Юрьев монастырь довольно большой, но реставрационных работ в нем еще достаточно много. В главном храме вовсю ведутся раскопки и молиться там нельзя. Поэтому литургия на следующее утро была в не очень приспособленном для этого храме на втором этаже. После литургии я встретился со своими попутчиками. Они ночевали в каком то общежитии для археологов. Мы отправились в деревню Спас-Нередица. Там осмотрели церковь двенадцатого века и Рюриково городище. Городище это холм, который находиться в месте истока реки Волхов из озера Ильмень. Там великолепные руины Благовещенской церкви и сделано Великолепное описание на специальном возвышенном месте прихода Рюрика на Русь, основания городища, история Великого Новгорода. Великолепные виды на озеро Ильмень, Новгород, Юрьев Монастырь. Место пробирает до глубины души. Так же в этот день мы посетили женский монастырь Николо-Вяжищский, и отправились в Ленинградскую область в село Старая Слобода в Александро-Свирский мужской монастырь.
Старая Слобода встретила нас большой влажностью, хотя дождя не было. Монастырь великолепен, находиться на берегу озера Свирское, кругом лес. Два храма несколько поодаль друг от друга. К сожалению паломнической гостиницы у них нет, но есть добротный паломнический центр, рядом с монастырем. Размещение в деревянных домиках, стоит 400 рублей. Приезжего народу очень много. С утра была литургия, молебен у мощей. Мощи открывали. Людей, не протолкнуться. После литургии я осмотрел весь монастырь, пообедал в кафе и поехал в Старую Ладогу. К сожалению мои попутчики бросили меня, так как им не понравилось частое посещение монастырей, а они люди не верующие, хотя изначальная договоренность была в течении трех недель или месяца доехать до Соловецкого монастыря, посещая все намеченные мною монастыри и достопримечательности по пути. Но прошла неделя, у них образовались финансовые проблемы и в Старой Слободе они меня покинули, уехав на Соловки. Что сказать, крайне не порядочно поступили, ну что делать.
И так я уехал в Старую Ладогу. В этом древнем поселении есть древняя крепость, в ней музей. Крепость небольшая, музей небольшой, но насыщен древними артефактами. Внутри крепости ведутся работы и поэтому столь небольшая территория кажется еще меньше. Так же в городке есть два монастыря мужской и женский. Мужской капитально реставрируется почти нельзя пройти по территории. В женском монастыре древнейшая церковь Успения Пресвятой Богородицы построенная примерно в 12 веке. Церковь в отличном состоянии, а вот монастырь требует трудов. Ладога меня впечатлила.
Вечером я поехал в Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь в город Тихвин. Тихвин меня не порадовал, как и монастырь. Территория монастыря огромна, но много еще дорабатывать. Гостиница платная, но неуютная. Утром была литургия в храме, где находиться знаменитая Чудотворная икона Тихвинской Божьей матери. Отстояв литургию и поклонившись святыне я выдвинулся в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В Питер я приехал где-то в 17 часов, погода была отличная. Позвонив в Лаврскую гостиницу и забронировав себе место, я отправился на Невский проспект Прогулявшись там, я поехал в Лавру, как мне было сказано не позже 21 часа 30 мин., но каково же было мое удивление, когда мне сообщили, что мест нет.
Я еле добился одного места, пообещав пожаловаться начальству. Причем мне в открытую говорили, что я не звонил, хотя меня соединили с дамой которой я как раз и звонил. Я узнал ее по голосу. В общем с этим там тяжело. Одно койко- место стоит 350 руб.. Прекрасная обстановка и атмосфера. Пробыл я в Питере и в Лавре семь дней. Был на различных Лаврских Богослужениях, кланялся мощам святого князя Александра Невского. Посетил Петергоф его музеи и фонтаны, Кронштадт и его музеи, а какой прекраснейший и огромный там Морской собор, в котором я отстоял вечерню. Был в музее квартире святого Иоанна Кронштадского отстоял там молебен и прослушал экскурсию. Побывал в царском селе, посетив императорские парки и дворцы. Ну и конечно же Петербург с его прекрасными улицами. памятниками и храмами. Я встретил в Казанском кафедральном соборе праздник Успения Пресвятой Богородицы. Была владычная служба. В Питере я был до этого и все его прекрасные музеи уже были мною посещены, так что когда я оставался в городе, а не ехал в область, то наслаждался прогулкой. Посетил так же и Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую пустынь, на границе Питера и Стрельны. Огромный монастырь, но очень много реставрации, трудно даже по территории ходить. Посетил Стрельну, его парк и музеи-дворцы.
Попрощавшись с Питером. 31 августа я выдвинулся в Копорье. Где облазил и обошел древнюю крепость, Новгородский форпост. Сам музей и вход внутрь крепости закрыт по соображениям безопасности. но пролезть можно. После посещения Копорья выехал в Выборг.
Этот город меня давно привлекал. Узкие улицы, сохранившиеся средневековые здания. Замок, который я посетил первым делом. В замке музеи, с древностями. Великолепный выборгский эрмитаж, с огромной коллекцией средневекового оружия и доспехов. Так же очень понравился парк Монрепо, с его маленькими скалами, большими валунами, красивыми скульптурами, уединенными местами. В Выборге я провел сутки и выдвинулся в Приозерск, на пристань Валаамского монастыря. Приехав в город к вечеру, я отстоял вечерню на подворье монастыря и поехал на пристань переночевав в ужасной гостинице за 300 руб., в 11 утра мы выдвинулись на остров Валаам за 1200 руб. на метеоре, по Ладожскому озеру. Доплыли примерно за 1час 15 мин. и вот я на Валааме. Ну что же я вижу. Монастырь, это и не монастырь. а коммерческий проект. Самая дешевая гостиница 600 руб. в 14 местной комнате. Еда по талонам и платно. Сам монастырь весь опутан лесами, кругом рабочий люд. Красота монастыря страдает от этого очень сильно. Два дня пробыл я там. Исходил почти все скиты, забирался в глухой лес. Природа замечательная. Живьем и на воле видел зайца, перебегающего мне дорогу, множество диковинных птиц и греющуюся на солнышке гадюку. Но в монастыре, слишком много коммерции. Прямо перед входом в него стоит магазин, где большую часть полок занимают крепкие спиртные напитки. И это перед входом в такой знаменитый монастырь. Так что людям впечатлительным туда лучше не ездить. Обратно ехали на катере. Катер шел три часа, стояла великолепная погода и мы все сидели на палубе и наслаждались Ладогой. Переночевал опять в гостинице. С утра посетили крепость Корела, в Приозерске, где по преданию умер Рюрик. Музей закрыт на ремонт, от старой крепости ничего не осталось, видно что была реставрация и все новое. В общем, не понравилось. Ну о после посещения крепости выдвинулся на Сортавалу, меня ждала Карелия.
Заправившись в Сортавле и перекусив, поехал в Рускеалу, горный парк. Очень интересный, но небольшой маршрут, горы и скалы, расщелины. Оттуда выдвинулся на Петрозаводск. Этот город не очень большой и не очень интересный. Довольно средняя набережная. Церквей очень мало. Город основан недавно. За один день осмотрел его, побывал в довольно интересном Краеведческом музее, и на следующий день поплыл в Кижи. Вот уж никому не советую. Обычный музей деревянного зодчества, с крайне небольшим количеством экспонатов, хотя довольно интересных, но в основном конца 19 начала 20 века. Так же интересна прогулка по Онежскому озеру. Но правда на " Метеоре" и быстро, что резко снижает интерес. Что действительно бесит это билеты. Стоимость дороги в один конец 1250 руб., плюс стоимость посещения музея-300 руб. и обратно 1250 руб. Бешеные деньги ни за что. Музеев деревянного зодчества, намного лучше Кижей, по северу очень много. Первый был у Великого Новгорода рядом с Юрьевым монастырем, гораздо интересней и в 10 раз дешевле. Был я сильно разочарован, переночевав в Петрозаводске отправился огибать Онежское озеро с Юга, через Шелтоозеро. В этом поселке монастырь только строится и отделывается, в чем я убедился, и я через Воскресенский паром по ужаснейшей дороге через Вытергу, выдвинулся на Пудож. В этот поселок я приехал в 12 часов ночи. Переночевал на подворье Муромского Свято-Успенского мужского монастыря и на следующий день вместе с игуменом, он живет на подворье, мы отправились в монастырь. Добраться в монастырь довольно сложно. На автомобиле я приехал в деревню Гакугса ( 30 км. от Пудожа), оставив машину у людей, порекомендованных мне игуменом, я сел на монастырскую лодку и вместе с послушником отправился на место. Маршрут продолжительностью 1,5 - 2 часа лежит вначале - по порожистой реке, потом - через середину коварного Муромского озера, затем - опять по реке и выходит в открытое Онежское озеро, вдоль берега которого плывем до монастыря. Водный путь опасен еще и тем, что под водой скрывается множество топляков, на которые можно напороться днищем лодки. Но другого пути нет. Монастырь является одним из самых труднодоступных в России, в нем нет электричества и телефона. Храм деревянный, за пределами монастыря. Братии около 6 человек. Монастырь крайне плохо отреставрирован. Почти все здания стоят в полу построенном состоянии и территория очень мала. Служба только сокращенная вечерняя, литургии нет.
Места очень живописные. Сам монастырь стоит на мысу и смотрит в открытое Онежское озеро. Кругом непроходимый лес. Никакого поселка и близко нет. Лишь в километре от монастыря две хижины рыбаков. Там живут фанаты рыбалки, приезжающие на все лето рыбачить в Муромском и Онежском озерах. Три дня я трудничал в Монастыре. Проживал бесплатно в труднической. Трехразовое питания тоже бесплатно. Кстати, повар готовил очень вкусно и разнообразно. В этом монастыре я встретил праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября. Литургия, к сожалению была только изобразительная. И в этот же день мы с братией плавали на так называемый " Бесов нос", где сохранились древние наскальные рисунки. Дорога по Онежскому озеру занимает около 3-х часов. Братия сразу же отвезла меня в Гакугсу и я отправился в Кемь в Соловецкий монастырь. Проехав поселок Повенец, это где заканчивается Онежское озеро и начинается Беломоро-Балтийский канал ( в поселке первый и второй шлюз). Тут же прекрасная деревянная современная церковь.
В Кемь я приехал на следующее утро. Осмотрел деревянный успенский собор 18 века и отправился в поселок Рабочеостровский, что сразу же за Кемью. Там находиться причал Соловецкого монастыря. Купив билет на катер (1000 руб.) и поставив машину на платную стоянку (150 руб. сутки), я отправился по Белому морю на Большой Соловецкий остров. Надо сказать море встретило нас проливным дождем. Путь занимает примерно 2 часа. Народу было много и в связи с дождем все сидели в каюте, еле уместились.
На остров я прибыл в 15 часов 12 сентября 2014 года. Сразу пошел в Монастырь к дежурному монаху. Обитель поразила меня своими толстыми высокими средневековыми стенами, сложенными из валунов. В общем монастырь поражал своей мощью. Дежурный подсказал мне, что если я желаю в монастыре потрудничать, то можно обратиться к Благочинному. Я так и сделал. Благочинный благословил меня на труды с понедельника по моим силам ( я приехал в пятницу), на бесплатное проживание и питание. Заселившись в паломническую гостиницу 14 местную комнату без удобств, я зашел в паломническую службу, договорился на завтра на экскурсию на остров Анзер (1000 руб.) и пошел осматривать монастырь. Обитель великолепная, но вся в лесах и с ордами рабочих. Что крайне мешает паломникам. Везде где то что то копают, строят, мешают бетон, перекрикиваются: ужас. Обойдя все, отстояв вечерню, поклонившись мощам, я к вечеру вернулся в гостиницу. Впереди меня ждал Анзер.
Экскурсия на остров Анзер начинается в 6 утра. Мы пешком идем на одну из пристаней, садимся на катер и едем на Анзер. Там проводим целый день. Посещаем два скита Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский. Стоим там на молебнах. Много ходим, залазаем на возвышенности, любуемся природой. Прибываем на Большой Соловецкий остров где то в 19 часов. Следующий день я посетил Секирную гору. (400 руб. цена за экскурсию). Занимает где то 4 часа, начинается в обед. Мы едем в Свято-Вознесенский скит, который как раз и находиться на горе. Очень чудесный вид на весь Соловецкий остров. Секирная гора получила известность во времена Соловецкого лагеря СЛОНа, и про это и был разговор на экскурсии. На обратном пути заехали в Ботанический сад, небольшой, но очень интересный.
Следующий день первая половина была обзорная экскурсия по монастырю с 10 до 13 часов. Для меня как для трудника бесплатно. Интереснейший рассказ с посещением всех музеев и экспозиций на территории монастыря. Так же посетил археологический небольшой музей на территории и за территорией небольшой морской музей, созданный энтузиастами Соловков. После обеда пошел на труды: перебирать картошку.
На следующий день я получил постоянный труд в паломнической трапезной, где с утра чистил овощи и мыл посуду после завтрака, обеда и ужина за паломниками и трудниками. Так же таскал дрова в трапезную. В этот же день в 16 часов я отплыл на Заяцкий остров на 3-х часовую экскурсию. Данная экскурсия самая интересная. Остров очень небольшой, продувается всеми ветрами. На брегу деревянная церковь, древний ледник (холодильник), а дальше памятники неолита: каменные круги, выложенные древними людьми. Самое незабываемое впечатление.
На следующий день я трудился в трапезной, а вечером уже сам пошел на Муксалимскую дамбу. Идти 2 часа туда и два обратно, но все равно круто. По пути был скит Филиппова пустынь и на острове Большая Муксалима за дамбой полузаброшенный Сергиевский скит.
Я бы хотел подробнее остановиться на природе Соловков. Кругом лес, полно грибов, тихое Белое море. Видели даже морских звезд. Мне все очень понравилось.
На следующий день 18 сентября, я покидал Соловки, на монастырском катере, после шести дневного пребывания. Погода была отличная, мы вдоволь насладились за 4 часа плавания Белым морем. Нас довольно долго провожал морской заяц. Приехав к 19 часам в на пристань я разместился на подворья монастыря, переночевал там за 150 руб. С утра осмотрев подворье, храм и бутафорскую часовню (это где снимали фильм остров), я вернулся немного назад в город Беломорск, посмотреть Беломорские петроглифы, Они находятся примерно 4 км. не доезжая до города. Оставив машину неподалеку я вышел на большую каменную поляну кругом изрисованную рисунками эпохи неолита. Все посмотрел, фотографировал, послушал немного экскурсовода. Где то в километре от поляны находиться еще и каменный круг, такой же как и на Заяцком острове. Данную достопримечательность очень советую посетить, так как сильно древнее искусство. Вдоволь налюбовавшись множеством рисунков, выбитых на камнях я отправился за Заполярный круг на Кольский полуостров.
Природа Карелии во многом похожа на природу средней полосы России, но и имеет свои особенности. Кругом, абсолютно кругом лес. Большей частью хвойный. Небольшие горы и скалы. Много озер и огромных и маленьких. И пометка для автомобилистов: крайне сложно встретить газовую заправку, а если и есть, то неделями не бывает газа. Бензиновые заправки, особенно километров за 600 до Кольского полуострова, встречаются так же не часто. Примерно через 200 км и на них может не быть Бензина. Так что обязательно заправляйтесь заранее на полный бак и при себе имейте канистру.
И так 19 сентября я выдвинулся на Кольский полуостров. Пока выезжал из Карелии шел проливной дождь. Именно после окончания республики начался Кольский полуостров и стоял указатель: Заполярный круг. Природа начала резко меняться после города Кандалакша. Кругом сопки, дорога петляет и озера. Их очень много, они не такие большие, как в Карелии, но они абсолютно кругом. В этот день я заночевал в городе Мончегорск, в гостинице. Температура изменилась с плюс пяти в Карелии до минус один в Мончегорске. Проснувшись я объехал Мончегорск, в котором встретил несколько озер. Сходил в абсолютно неинтересный музей истории города. Посетил великолепный кафедральный собор. И в обед выехал в Мурманск любуясь вышеописанной северной природой. В город я приехал в 16 часов и сразу же пошел в Мурманский краеведческий музей, очень кстати неплохой. На вечернюю службу попал в Свято-Никольский кафедральный собор. Всенощное бдение вел Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон. После этого я отправился на Архирейское подворье, бывшее подворье Трифоново-Печенгского мужского монастыря. Где отец Геронтий ( настоятель подворья) любезно оставил меня ночевать. На следующий день 21 сентября был праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Служба была с 8 до 12,которую я отстоял на подворье. Далее, отобедав я выехал Луостари, в Трифонов-Печенгский мужской монастырь. От Мурманска до Луостари примерно 160 км. Остановлюсь на природе. Деревья за Мурманском уже все карликовые, идет сплошная тундра. Едешь вроде солнце, тут же снег, минут 10, потом опять солнце, потом проливной дождь, потом снег, и так всю дорогу. Правда в Луостари было солнце, но холоднее чем в Мурманске. Где то минус 3-5 градусов. По пути жилья не встречается, только военные части ( кстати их довольно много), машин мало, но много танков и военной техники. Проезжал поселок Печенга, там жилые дома есть, но проживают Офицеры и контрактники, так же в Луостари.
Теперь о монастыре. Он полностью деревянный, но не доделан. Проживают где то четыре трудника, два монаха, два послушника, и один иеромонах-настоятель монастыря. Старый монастырь был в поселке Печенга, но сгорел три года назад, так как тоже был деревянный.
Это самый северный монастырь нашей Родины. Ночевка в трудницкой и великолепный ужин бесплатно. На следующий день отстояв утреннюю службу. Слазив на высокую гору и полюбовавшись оттуда окрестностями и природой я отравился в поселок Териберка, на берег Северного Ледовитого океана. Езда была такая же как и в Луостари, то дождь, то снег, то солнце. Кругом сплошная тундра и сопки. Залив океана находиться еще до поселка. Но самый крутой вид уже за поселком. Огромные просторы океана, вода холоднющая и очень сильно бьется о береговые камни. Чуть поодаль небольшой водопад горной речки спадающей в океан. Впечатления незабываемые. Вечером вернулся в Мурманск и опять остановился на Архирейском подворье. Подворье поразило меня своей красотой. Большое по площади. Здания только деревянные, как в древней Руси. Почти все отстроено. Лишь одно здание строилось, а другое реставрировалось. Я решил остаться на подворье на неделю. Немного потрудничал там. Объездил все церкви Мурманска (их очень мало). Посетил атомный ледокол " Ленин" символ Мурманска. Правда не советую, экскурсия крайне слабая, очень короткая. Сводили где то примерно в 10 процентов комнат, остальное все закрыто.
Погода в Мурманске ужасная. То дождь, тут же снег, тут же морозное солнце и сильный ветер. Меняется по сто раз на дню. Температура колебалась от минус пяти до плюс пяти. Сам город стоит на сопках и озерах, собственно как и весь Кольский полуостров. Встретив в кафедральном соборе праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября, и отходив почти все службы на подворье, попрощавшись с насельниками, в понедельник 29 сентября я отправился в Архангельскую область.
В этот день я уже двигался с крайнего севера на юг. И с минус 2 в Мурманске, а выехал час дня, добрался к вечеру до Кеми было уже плюс 5. Заночевал в Кеми на подворье Соловецкого монастыря. С утра отправился в город Каргополь Архангельской области. к вечеру приехал, заночевал в гостинице. С утра первого октября посетил Каргопольский историко-архитектурный музей заповедник. Крайне плохой музей в качестве экспонатов, но замечательный внешне, так как много сохранившихся древних церквей. Так же посетил музей деревянного зодчества в селе Саунино, что в 5 км от города. Всего две закрытые церкви, но зато все бесплатно.
После всего этого я отправился в Архангельск по ужасной дороге. Примерно за сто километров не доезжая города я посетил Антониев Сийский мужской монастырь. Выяснив, что там размещают паломников я обратился по этому вопросу к ответственному монаху. И что же я слышу. Монастырь крайне плохо восстановлен, нет мощей, гостиница для паломников так себе, а просят знаете сколько. Восемьсот рублей за ночь. Это больше чем на Валааме, и в других намного более известных монастырях. Крайне удивившись такому положению вещей я отправился в деревню Ершовка, что в 30 километрах от Архангельска, в Иоанно-Богословский женский монастырь, где приняли меня любезно. Переночевав там я отправился в Малые Карелы, что в пяти километрах от Ершовки в огромнейший и самый лучший на севере музей деревянного зодчества. Проходив там около трех часов и полностью насладившись огромным количеством экспонатов я отправился в Архангельск. Как раз с моей стороны въезда в город было деревянное подворье Артемие Веркольского монастыря, где я договорился о ночлеге (очень хорошая гостиница и любезные люди) и отправился осматривать достопримечательности города. Город так себе. За один день я посетил замечательный, но дорогой краеведческий музе в отреставрированных гостиных дворах, плохонький музей Северного флота, проспект Чумбарова-Лучинского ( пешеходная улица города), почти все памятники, огромную и не красивую набережную Северной Двины, Соловецкое подворье и другие храмы. Переночевав на подворье ( жаль что не было службы) я с утра быстрее рванул из города, так как за окном пошел сильный снег, который я правда уже видел в Мурманске. Осадки прекратились где то километров через шестьдесят и температура повысилась с минус одного до плюс пяти.
К вечеру я прибыл на родину деда мороза Великий Устюг Вологодской области. Переночевав в гостинице с утра я отправился осматривать данный городок. Почти все церкви закрыты и являются музеями Очень хорошее Соборное дворище в центре города, где сосредоточены одна действующая и несколько не действующих церквей, в том числе и церкви, где находиться Иторико-архитектурный музей заповедник, который я тоже посетил. Музей маленький и плохой. Посетив городскую резиденцию Деда Мороза, которая не произвела на меня никакого впечатления (двухэтажное небольшое здание, внутри торгуют сувенирами, связанными с тематикой Деда Мороза и на втором этаже его трон). Монастыри в городе и близ города (их два) закрыты и являются музейными объектами и осенью даже как музеи, так же закрыты. Все же посетив Михайло-Архангельский монастырь, по площади приличных размеров, я отправился в Вологду.
В Вологду я прибыл вечером 4 октября. В черте города есть небольшой микрорайон Прилуки. И в начале этого микрорайона стоит великолепнейший Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Монастырь средний по площади, работ по восстановлению уже не ведется никаких. Монастырь весь восстановлен. Великолепный храм с мощами Святого Дмитрия Прилуцкого и князей Угличских: Игнатия и Дмитрия. Сразу пошел на вечернюю службу. После вечерни меня разместили в странноприимном доме, напротив монастыря, совершенно бесплатно. Переночевав и отстояв Литургию, я отправился осматривать город Вологду. Впечатлил только кремль. В котором находится краеведческий музей, большой музей древне русского искусства ( иконы 13-19 века) собранные на двух этажах, Софийский собор с фресками. Ну и рядом с кремлем несколько действующих и недействующих храмов. Переночевав второй раз в странноприимном доме Прилуцкого монастыря, отстояв литургию и поклонившись мощам я поехал в город Кириллов в Кирилло-Белозерский монастырь по пути посетив небольшой Ферапонтов монастырь. В Ферапонтове монастыре находиться и музей и монастырь. Музей в этот день не работал, а их монахов я никого не встретил. И где то через полчаса я оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Вот чему я поразился и удивился. Территория монастыря огромна. В основном всеми зданиями владеет музей-заповедник. Музей просто отличный. Расположен в различных зданиях монастыря. Впечатлил музей археологии, где собрана большая коллекция древних по меркам Руси артефактов. Примерно начиная с 9 века. В других зданиях множество древних икон, колоколов, история основания монастыря и многое другое. Всем советую. В этот же день съездил в расположенный неподалеку город Белозерск, посетил там небольшой краеведческий музей, два больших, но к сожалению закрытых собора, выехал на берег огромного Белого озера. На обратном пути заехал в древний город Белоозеро, правда там ничего нет, лишь таблички с названием и описанием. Древнее Белоозеро участвовало в призвании варягов и там правил брат Рюрика Синеус. Еле успел на вечернюю службу в Кирилло-Белозерский монастырь. Кстати церковь маленькая, но зато стоят мощи святого Кирилла Белозерского. Настоятель монастыря разрешил мне остаться в странноприимном доме, который находить у главного входа в монастырь. Кстати, очень сытно кормят. С утра я отстоял литургию. поклонился мощам, взял благословение и в путь. Меня ждала Кострома.
В Костроме три действующих монастыря. но к большому сожалению ни в одном на размещают паломников. Приехав вечером я устроился ночевать в частной гостинице, а с утра пошел на службу, потом по достопримечательностям. Было 8 октября, память Сергия Радонежского и на Литургию я попал в замечательную большую церковь Воскресения на Дебре. Церковь с большим старинным, полностью расписанным храмом, великолепным Иконостасом, очень понравилась. Рядом Знаменский женский монастырь, но он закрыт, внутрь не попасть. После литургии посетил терем Снегурочки, что было рядом, поехал в историко-архитектурный и крайне слабый музей. в котором провел около 30 минут, экспонатов мало. После этого проехал в Богоявленский Анастасиин женский монастырь. Монастырь огромен, находиться в центре города. Храм огромен, со множеством чтимых икон. После этого погулял по центру города, набережной, осмотрел памятники и поехал в Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. В монастыре замечательный музей. Обитель основана в 14 веке татарским мурзой Четом, предком Годуновых, поэтому в монастыре двух этажный музей вкладов Годуновых в монастырь. Множество древних икон, богослужебной литературы и церковной утвари. Так же в здании рядом выставка вкладов бояр Романовых, но меньше и хуже. Так же зашел в действующий храм. В двух шагах музей деревянного зодчества, очень неплохой. В Костроме и Костромской области более ничего интересного не было и я в этот же день отправился в Иваново, по пути заехав в Приволжск в Никольский женский монастырь. В Иваново я прибыл примерно в 17 часов. Сразу направился в Свято-Введенский женский монастырь. Разместили с неохотой, хотя я узнал по телефону, что паломников размещают. Машину на территорию монастыря загнать не разрешили, хотя территория большая и машин стояло множество. Но в целом обитель хорошая, вся отстроена, отделана, работ никаких не ведется. Храм огромный. Весь расписан с иголочки. На вечернюю службу поехал в Свято-Успенский мужской монастырь. На следующее утро отстоял долгую литургию, так как был день поминовения Апостола Иоанна Богослова и отправился в Ивановскую область посмотреть другие монастыри. Посетив около 4-х монастырей вернулся в Свято-Введенский женский монастырь, дожидаться Архимандрита Амвросия, который в этом монастыре считается старцем. Всю пятницу я протрудничал, вечером прогулялся по Иванову. Город современный, очень красивый. Очень добротные большие новые церкви и еще строят. В субботу, на литургии я попал к Амвросию на исповедь одним из первых, но к сожалению на мои вопросы он отвечал уклончиво и старчества я в нем не почувствовал. Отстояв Литургию до конца я направился в город Юрьев-Польский Владимирской области.
Сразу оговорюсь, что я был и во Владимире и в Суздале, поэтому туда заезжать не стал. Юрьев-Польский древний Русский город, сейчас небольшой городок. Первым делом заехал в Гергиевский собор 13 века, который сейчас музей. Очень понравилось. Небольшой, но древний, богато украшен резьбой по камню. Рядом Михайло-Архангельский мужской монастырь, ну и как у нас на Руси часто бывает монастырь вместе с музеем. Музей так себе, монастырь древний 13 век. довольно приличный, благоустроенный. Храм, правда очень маленький. Прогулялся по окрестностям. Посмотрел памятник Юрию Долгорукому, городской вал. На всенощное бдение поехал в церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где поклонился мощам князя Святослава. Храм небольшой, но высокая колокольня. Ночевать отправился в небольшой Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь. С утра отстояв литургию, как раз было Воскресение я отправился в город Александров. Приехал быстро и сразу пошел в величественный кремль. Этот кремль был когда то резиденцией царя Ивана Грозного и из него вершилась судьба России. В разных зданиях кремля различные музеи. Все посвящены эпохе Ивана Грозного. И опять же в музее Успенский женский монастырь. Зашел в величественный храм, полюбовался иконостасом, поклонился мощам преподобного Корнилия Александровского. После посещения музея и монастыря съездил в Собор Рождества Христова и полюбовался памятником Александру Невскому, что рядом с собором. После всего этого отправился в поселок Плеханы 20 км. от города, посетил Свято-Смоленскую Зосимову мужскую пустынь, отстоял там вечерню, поклонился мощам преподобного Зосимы Александровского. После этого поехал в село Лукьянцево в Богородице-Рождественскую Свято-Лукианову мужскую пустынь. Приехал я туда поздно вечером. Паломников там размещают в паломнической гостинице бесплатно. Что интересно. Монастырь находиться на территории воинской части. Проезжать нужно через КПП. Монастырь по территории средний и не до конца восстановлен. Храм большой и весь отделан. С утра отстояв долгую литургию, поклонившись мощам Святого Лукиана Александровского и походив по территории монастыря я отправился в поселок Мстера Вязниковского района Владимирской области. Это было 13 октября.
Какие выводы можно сделать по этой поездке. На севере России из сохранившихся исторических зданий в основном только монастыри и церкви и то по многу раз отреставрированные. Хотя попадались и древние сохранившиеся. Например в Великом Новгороде, Старой Ладоге или в Юрьеве Польском. Крепости, охранявшие Новгородскую республику, но так же сильно отреставрированные сохранились в Ленинградской области. Города в основном похожи друг на друга. Исключение это Санкт-Петербург и окрестности, Выборг Ленинградской области и Великий Новгород. Питер очень красивый город, в котором современные постройки вплелись в здания, дворцы и особняки 18-19 века, причем они не портят, а дополняют друг друга. Ну и множество музеев. Выборг город немного сохранивший европейскую застройку: замок, узкие улицы, остатки ратуши, монастыря и др. Великий Новгород пропитан духом древней Руси. Множество древних церквей, кремль, музеи по древнерусской и церковной тематике. Ну и Карельская и Кольская природа, которую обязательно стоит посмотреть, имеющая отличие от природы средней полосы России. Так что путешествовать по России можно и нужно, если Вы увлекаетесь родной природой, которая у нас очень разнообразна, историей страны и церковной стариной.

Один из городков Владимирской области

Регион Владимирская область Россия
Вход в музей деревянного зодчества

На фото изображены: Витославлицы
Музей деревянного зодчества

Церковь 19-го века в музее деревянного зодчества

На фото изображены: Витославлицы

Мост в музее деревянного зодчества

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь

Морской собор в Кронштадте

Город Кронштадт Санкт-Петербург Россия
На фото изображены: Морской Никольский собор в Кронштадте
Один из прудов в петергофском парке.

Город Петергоф Санкт-Петербург Россия
На фото изображены: Государственный музей-заповедник Петергоф
Один из фонтанов в петергофском парке