5 причин выбраться в Хаапсалу уже этим летом

Добавлено: 13.07.2018   Всеволод techsup@tourout.ru - tourout, просмотров: 573

Западная Эстония - край почти неисхоженный российскими туристами. И это странно. Добраться сюда почти также просто, как до Таллина, а интересного тут немногим меньше, чем в прославленной эстонской столице. За семь часов на автобусе фирмы Lux Express вы доберетесь от центрального автовокзала на Обводном до таллинской автостанции Ласденкоду. Еще полтора часа спустя - вы уже в Хаапсалу, древнем Гапсале, столице запада.

Существует множество причин выбраться на выходные именно сюда. Большая часть из них вполне очевидные: уютный старый город, знаменитые санатории с грязевыми ваннами и спа, Епископский замок, насыщенное расписание мероприятий - от фестиваля Чайковского до винных дегустаций и хард-рок концертов. Но мы поговорим на этот раз о резонах чуть более экзотических. О том, что может удивить и порадовать даже многое повидавших гостей.

Деревянные домики в Хапсалу

Причина первая. Культура береговых шведов

На месте нынешнего Хаапсалу и в его окрестностях с раннего средневековья и до 1940-х годов обитали потомки викингов, столетия назад осевших в этих местах. На их языке эти места именовались Айболанд. Шведы не смешивались с эстонцами, держась всегда чуть наособицу. Занимались в основном рыболовством и земледелием, всегда держась неподалеку от побережья. За это-то местное коренное население и прозвало их “Ранна-руотси”, то есть береговые шведы по-эстонски. Было их не так уж мало. Численность этого “национального меньшинства” временами доходила до 12 тысяч человек. Для сравнения - сегодня представителей всех национальностей вместе взятых в Западной Эстонии проживает 24 000 человек, в Хаапсалу - чуть больше 10 000 жителей.

Шведы сохраняли связь с исторической родиной на противоположной стороне Балтийского моря. Оттуда в прибрежные шведские слободы близ Гапсаля приезжали пасторы и учителя, что позволяло уберечь скандинавскую культуру от растворения в эстонской. Лишь в начале 1940-х шведы в большинстве своем покинули Эстонию. Опасностям советской и германской оккупации они предпочли отъезд в нейтральную Швецию. Любопытно, что переправлялись переселенцы по большей части собственными силами - на собственных лодках и рыболовных баркасах.

Сейчас в Хаапсалу и окрестностях обитает всего несколько сотен потомков тех самых ранна-руотси. При этом оставшиеся и вернувшиеся из Швеции после падения железного занавеса явно своей национальностью гордятся. В городе можно встретить машины с наклейкой “береговой швед”, работает небольшой музей с культурным центром, ежегодно проходит фестиваль шведской культуры. Скандинавское влияние заметно и в городских деталях - архитектуре храмов, общественных зданий, деревянных домов и дач, отсутствии занавесок на большинстве окон, даже в дизайне местных кафе.

Музей шведов эстонского побережья Ранна-руотси.

Причина вторая. Хаапсалу - железнодорожная столица Эстонии. Без железной дороги

В 1905 году усилиями “местного рыцарства”, то есть немецких баронов Эстляндии до Хаапсалу была протянута железная дорога. Стройка шла с размахом. Кроме обычного пассажирского вокзала при станции появился и императорский павильон. Говорят, построили его по личному указанию Николая II - еще в юности он отдыхал с отцом в Гапсале и хотел дать ту же возможность и своим детям. Хотя царский поезд на эту станцию так и не заехал, резной теремок павильона, а заодно и самый длинный деревянный дебаркадер в Российской Империи благополучно сохранились по сей день. Сейчас на царской станции симпатичный музей эстонских железных дорог с сувенирным магазином, а внутри вокзала тоже вокзал, только уже автобусный. Станционные пути занимает натурная экспозиция железнодорожной техники. Тут есть и советские тепловозы, и дореволюционные пассажирские вагоны и даже немецкий военный паровоз эпохи Второй мировой. Все экспонаты, а тут их несколько десятков, отчаянно нуждаются в реставрации, зато сохраняют полную аутентичность.

Современным поездам старые не мешают - рельсовое сообщение с Хаапсалу было ликвидировано в начале 2000-х годов, вопреки протестам местных жителей. Так и вышло, что в железнодорожной столице Эстонии (кроме музея тут расположена отметка “нулевого километра”, от которой отсчитывался километраж всех путей в стране) железной дороги нет. Остались считанные сотни метров рельсов, а также полный набор станционной инфраструктуры: старинные депо, водонапорная башня, поворотный круг для паровозов, дома железнодорожников, станционная амбулатория. Часть строений заброшена, часть все еще используется.

Сегодня периодически вспыхивают разговоры о восстановлении железной связки между Хаапсалу и Таллином. Но перспектива эта выглядит малореалистичной - к городу проложены прекрасные асфальтовые шоссе, и грузы и пассажиров уже привыкли возить автотранспортом.

Теперь это железнодорожный музей

Причина третья. Велосипедный рай!

На осмотр всех железнодорожностей Хаапсалу уйдет несколько часов. Но удовольствие можно продлить! Ведь по трассе той самой разобранной железки теперь можно проехать на велосипеде. Власти Эстонии не дали насыпи старинной чугунки простаивать. От ближайшей действующей станции Риисипере и до паромной переправы в Рохукюля проложена роскошная велодорожка общей длиной более 50 километров. На всем пути расставлены указатели поворотов к ключевым достопримечательностям и объектам инфраструктуры, устроены информационные стенды.

Идеальной точкой базирования для велотуриста в Хаапсалу станет отель Fra Mare SPA. Он расположен ровно между велодорожкой и морским побережьем, в паре километров от центра города. К тому же помимо спа-процедур и купаний в бассейне он предлагает и аренду двухколесных. Цена за час 3 евро, за сутки - 19. Кроме того тут есть и просторная парковка для собственных велосипедов постояльцев. Кстати, все тем же автобусом компании Lux Express можно привезти с собой в Эстонию велосипед совершенно бесплатно. Нужно только упаковать его в чехол, сняв колесо.

Даже неопытные велосипедисты получат от покатушек вокруг Хаапсалу огромное удовольствие. Поездка даже на несколько десятков километров потребует лишь минимальных усилий - Западная Эстония почти идеально плоская, дорожки и тропы идеально ровные, опасности от автомобилей никакой. При этом число достопримечательностей измеряется десятками. Упомянем лишь несколько, до которых на велосипеде можно добраться за час-другой: усадьба Ууемуижа (Uuemõisa) к востоку от Хаапсалу, средневековая церковь в Ридала (Ridalal), национальный резерват Матсалу (Matsalu) к югу от города, “сказочный терем” - дом-музей художника Антса Лайкмаа. Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием усадебный комплекс Унгру, находящийся всего в 4 км от отеля Fra Mare SPA и в 6 от Епископского замка. Но это место достойного того, чтоб стать отдельной причиной для заезда в Хаапсалу.

Даже неопытные велосипедисты получат от покатушек вокруг Хаапсалу огромное удовольствие.

Причина четвертая. Замок и аэродром Унгру

Неподалеку от Хаапсалу издревле находилась резиденция немецких аристократов Унгернов-фон-Штернбергов - мыза Унгру. В России более всех известен представитель младшей ветви этого рода - белый генерал Роман Федорович Унгерн “самодержец пустыни” и герой романа Пелевина “Чапаев и Пустота”. Ну, а в Унгру обитала более знатная старшая ветвь той же фамилии. В 1890-х годах по заказу графа Эвальда Унгерна началось строительство нового поместья в стиле необарокко. По легенде, за образец взяли германский замок Мерсебург, в дочь владельца которого был влюблен графский сын. Новая усадьба должна была стать подарком к свадьбе.

Впрочем, никаких подтверждений этой романтической истории (заканчивающейся конечно же смертью возлюбленных еще до окончания стройки) нет. А сам Мерсебург мало напоминает Унгру, разве что формой фронтонов. К 1899 году замок был подведен под крышу. Но на этом стройка остановилась - у графа кончились деньги. А уже в 1919 Унгерны усадьбу продали. В эпоху первой Эстонской республики их положение было уже совсем не таким прочным, как в старые имперские времена, нечего было и думать об окончании реализации этого “мега-проекта”. Окончательно утратил былой блеск замок уже в эпоху СССР. На территории мызы была размещена воинская часть - аэродром для советской истребительной авиации. Ровно вокруг замка был воздвигнут типовой военный городок, проложена взлетно-посадочная полоса. Здешний авиаполк призван был охранять западную границу Союза от незваных гостей.

В 1968 году начальник аэродрома решил раскатать старинный замок на щебень и укрепить им полосу. К счастью, сносу воспротивились местные власти. Тем не менее, военные успели демонтировать треть конструкций, так замок приобрел нынешний живописный вид. Сегодня это охраняемый государством объект архитектурного наследия. А под снос пошли теперь уже постройки военного городка. Особенно хорош замок Унгру на восходе и закате.

Осмотр руин стоит совместить с выходом на взлетную полосу бывшего аэродрома. Широкое асфальтовое поле и “логовища драконов” - бывшие ангары для истребителей и по сей день выглядят весьма впечатляюще. Комплекс расположен буквально в считанных метрах от замка, к нему ведет протоптанная тропинка через кусты.

Помимо руин “нового” замка и аэродрома любопытному туристу стоит заглянуть и в старую усадьбу Унгру в одноименном поселении. Там сохранился графский дом из доломита, построенный еще в XVII столетии. Правда, тот факт, что это дворец аристократов, а не просто каменный сарай выдает разве что входной портал из керамических изразцов. Немецкие рыцари Западной Эстонии четыре столетия назад жили еще не слишком роскошно.

Замок в Хаапсалу

Причина пятая. Живая природа

Это самая короткая, но едва ли не самая важная причина. Стоит лишь чуть отъехать от Хаапсалу и шоссе на Таллин и вы попадаете в совершенно заповедные места. Автомобилей тут почти нет, вокруг поля и роскошные сосновые балтийские леса. Едва свернув с трассы или велодорожки на фермерскую грунтовку, вы наверняка встретитесь и с местным животным миром. Автору этого текста за полдня велопохода посчастливилось увидеть зайца, лисенка и нескольких оленей.

И это не говоря уже о пасущихся по лугам вокруг аккуратных хуторов овцах, лошадях и даже мохнатых шетландских коровах.

Вот она, мохнатая коровка


Данный материал принадлежит отелю Fra Mare Thalasso SPA, Хаапсалу, Эстония.
сортировать : по убыванию / по возрастанию